Фото
На фото ниже вы можете увидеть основные исторические достопримечательности города:
Какие еще есть достопримечательности?
- Рыбная деревня. Этнографический, ремесленный и торговый комплекс на берегу реки Прегель, стилизованный под старую Пруссию. Был построен в 2006 году.
- Остров Канта (Кнайпхоф). Располагается посреди реки Прегель, в XIV веке здесь находился целый город с собственным гербом.В 1944 году на острове было 28 улиц, 304 дома, курсировал общественный транспорт, во время бомбёжек в августе того же года город был полностью разрушен. Сейчас единственное строение – Кафедральный собор, окруженный аллеями и скульптурами.
- Музей мирового океана. Открыт в 1990 году с целью сохранения и популяризации морского наследия России. На территории музея представлена история кораблестроения и экспозиции, посвящённые морской флоре и фауне, а также изучению морского дна.
- Крестовоздвиженский собор. Расположился на Октябрьском острове. До 1945 года здесь была лютеранско – евангелическая святыня, носящая имя кирхи Креста. В настоящее время является православной церковью.Центральный элемент во внешнем убранстве – мозаичный протестантский крест на фасаде, обрамлённый орнаментом с лилиями и розами ветров. Внутри церковь украшена уже в соответствии с православными традициями.
Основные сведения
История
Был основан 1 сентября 1255 года. Началом современного города стал замок, воздвигнутый на месте прусского городища Твангсте в нижнем течении реки Прегель. Основателями считаются великий магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерна и король Чехии Пржемысл Отакар II.
Твангсте был осаждён рыцарями, но после прихода помощи со стороны короля Чехии, поселение пало. Первое строение было из дерева, а в 1257 году началось возведение кирпичных стен.
Замок получил название Кенигсберг, он трижды (в 1260, 1263 и 1273 годах) был подвержен осаде со стороны прусских племён, но устоял. В последующие годы начали прибывать немецкие колонисты для освоения прусских земель. Коренные жители подверглись ассимиляции и к XVI веку их осталось лишь 20% от всего населения.
Вам так же может быть интересно: «Городские ворота Кенигсберга: история, фото и описание«
28 февраля 1286 года поселению у стен замка, носящему одноимённое название, были присвоены городские права. Вокруг стремительно разрастались и другие населённые пункты. В 1300 году городом стал называться ещё один – Лёбенихт, именно в нём в 1523 году была открыта первая типография, а в 1524 напечатана первая книга.
С административной точки зрения, оба города были независимы, но по факту составляли единое целое. Объединённые города получили название Кенигсберг, а первая и самая старая его часть была переименована в Альтштадт («старый город»).
Третьим, получившим официальный статус, поселением стал Кнайпхоф и он так же составил часть Кенигсберга.
В 1466 году в результате тринадцатилетней войны столица Тевтонского ордена была перемещена из Мариенбурга в Кенигсберг.
В 1525 году теократическое государство стало именоваться Прусское Герцогство, а великий магистр Альбрехт провозгласил себя герцогом. С XVI века город стал культурным центром, в нём проживали важные деятели и выпускались первые книги на литовском языке.
В 1660 году начался выпуск собственной газеты, её экземпляры регулярно отправлялись и в Россию, для составления обзоров, предназначавшихся Боярской думе и царю Алексею Михайловичу.
Территориально единый, но состоящий из административно независимых округов, город просуществовал до 1724 года, затем состоялось официальное объединение трёх городов, окружающих их предместий, посёлков и замка. Название осталось прежним – Кенигсберг.
Во время семилетней войны город был захвачен Россией и с 1758 по 1762 год входил в ее состав. В 1762 возвращён Пруссии по условиям заключённого с ней российским императором Петром III Петербургского мирного договора.
В XIX веке Кенигсберг стремительно рос и модернизировался, строилось бесчисленное количество равелинов, бастионов и оборонительных валов (многие из построек сохранились до сих пор).
В 1857 году в Кенигсберге появилась железная дорога, а 1862 было проложено железнодорожное сообщение с Россией. В мае 1881 появился новый вид транспорта – конка (конно – железная городская дорога), а ровно через 14 лет (в 1895)- первые трамваи. В 1901 году началась электрификация общественного транспорта.
В 1919 году был построен и запущен в эксплуатацию первый в Германии и один из первых в мире аэропорт – Девау. Регулярные рейсы Кенигсберг – Рига – Москва были организованы в 1922 году. В XX веке город существенно расширился, были построены:
- вокзалы;
- жилые здания;
- коммерческие здания.
Наибольший вклад в архитектуру города внесли Ганс Хопп и Фридрих Хайтманн. Большое место отводилось памятникам и скульптурам, их создавали как выпускники, так и преподаватели Кенигсбергской академии художеств. В это же время были произведены исследования и реконструкция в старом замке.
В августе 1944 года во время бомбардировок со стороны Британии, город был сильно разрушен и уничтожен весь старый центр Кенигсберга.
В том же году, его взяли штурмом советские солдаты.
Штурм и взятие в 1945 году
Осада города началась в декабре 1944 года, а штурмовые отряды были отправлены 5 апреля 1945. 10 апреля над башней Дер Дона (современный музей янтаря) был поднят флаг, обозначающий конец немецкого правления. В ходе ожесточённых боёв обе стороны понесли потери в 50 тысяч человек.
Предлагаем посмотреть видео о штурме Кенигсберга.
Кому давали медаль за взятие?
9 июня 1945 года Президиумом ВС СССР было приказано учредить медаль за взятие города – крепости Кенигсберга.
Этой медалью награждались военнослужащие армии, флота и войск НКВД, принимавшие личное участие в битве за город, а также организаторы и руководители боевых действий в период с 23 января по 10 апреля 1945 года.
Данная медаль единственная, учреждённая в СССР за взятие крепости, все остальные были за освобождение и взятие столиц.
Легенда о подземном Калининграде
Суть легенды заключается в том, что под городом расположился подземный город – дублёр, построенный во времена немецкого правления. В нём есть электростанции, многочисленные склады продовольственных и хозяйственных товаров, имеются танковые и авиастроительные заводы.
Также подземный город является хранилищем для многих ценностей, в том числе и Янтарной комнаты. Существует две версии окончания легенды:
- Во время штурма города советскими солдатами, немцы обрушили и частично затопили несколько проходов.
- После войны в подземелье была отправлена экспедиция, но полностью исследовать все ходы она не смогла. Было принято решение замуровать необследованные туннели.
Часть жителей утверждают, что все системы в нижнем городе работают исправно и иногда кто-то включает их для проверки, тогда из подвалов слышится рокот и появляется свечение.
По некоторым версиям, под землёй до сих пор проживают люди.
Легенда зародилась ещё в 1950 годах, спровоцировали её появление многочисленные художественно – документальные произведения тех времён.
Где находится на карте?
Город расположился на берегу Балтийского моря. С южной стороны граничит с Польшей, а с восточной и северной – с Литвой. С Россией сухопутных границ не имеет.
Что означает это название по-немецки?
- Центром города являлся замок, при основании получивший название «Королевская гора» (перевод с немецкого Königsberg), в честь короля Чехии Пржемысла Отакара II, являющегося одним из основателей.
- По другой версии слово «Кенигсберг» имеет готское происхождение: kuniggs – глава рода, а berg – берег.
К какой стране относится?
В 1945 году прошла Потсдамская конференция, по её решению немецкая провинция вместе со своей столицей была присоединена к Советскому Союзу. После смерти председателя верховного совета М. И. Калинина 4 июля 1946 года город получил новое имя – Калининград, а его область стала Калининградской.
Герб
Современный герб утверждён 17 июля 1996 и доработан 28 апреля 1999. Авторы проекта – Эрнест Григо и Сергей Колеватов. За основу был взят старинный герб Кенигсберга.
На синем фоне изображён серебряный корабль с одним парусом и серебряным двухконечным вымпелом с Андреевским крестом. Мачта уходит вниз тремя зелёными листами. Под кораблём 12 золотых безантов, уложенных в форме волны.
В центре мачты – щит, пересечённый серебром и червленью, в верхней части корона, в нижней – равноконечный греческий крест (обе фигуры переменных цветов). Вокруг щитка располагается лента медали за взятие Кенигсберга.