Разговор Чичикова у Плюшкина (Анализ эпизода главы 6 первого тома Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

В гостях у «Плюшкиных»…

Небольшая квартира, состоящая всего лишь из одной комнаты, кухни, прихожей да кладовки, может стать настоящим адом, если в ней накопилось слишком много различных вещей из числа тех, что и выбросить жалко, и применить практически негде, поскольку свой век они уже «отжили» и утратили актуальность в современном мире. Но есть же на свете люди, которые, подобно господину Плюшкину, привыкли ничего не выбрасывать и всё хранить. Так, на всякий случай. А вдруг когда-то пригодится.

И вот представьте себе, что живут два или три таких человека в однокомнатной квартире, в которой чего только не найдётся – если как следует поискать! Знали бы вы, как же они бывают счастливы, когда найдут вдруг давно забытую вещь! Порадуются, вспомнят приятные моменты жизни, связанные с ней, и снова положат в ящик до следующего ностальгического момента.

kuhnya3.jpg

Читайте также:  Сочинение ** тему предательство из рассказа «Маттео Фальконе» Очень срочно¡!!!!¡1. Почему…

Им не нужно пространство, мысль таких людей работает иначе. В отличие от тех соплеменников, которые считает, что простор в квартире – это благо, «Плюшкины» часто размышляют о том, что бы еще могло поместиться в их квартире? И ясно как белый день, что без множества шкафчиков с большими, поменьше и совсем маленькими ящиками в их случае не обойтись. В скромном по метражу жилище не пустует ни один драгоценный сантиметр полезной площади, и, сказать по чести, даже в таких стеснённых условиях можно сделать свой лом уютным семейным гнездышком.

Маленькая кухня станет местом уединения для домочадцев, если её правильно обустроить. Скажем, здесь можно поставить небольшой диванчик, на котором удобно отдыхать, а хозяйка сможет заняться вышивкой или вязанием, пока на плите варится обед или ужин. Изготовление мебели для кухни на заказ позволяет учесть все нюансы и личные предпочтения. Как видите на фотографии, на кухне всё очень компактно. Навесные шкафы совсем узенькие, чтобы не занимать лишнего пространства. В них хранятся чашки и блюдца, стаканчики и приправы, а это не требует внушительной глубины мебели.

Санузел, конечно же, совместный – ну что тут поделаешь? Приходится мириться с тем, что есть. Правда, здесь ещё нужны полочки и шкафчики для хранения предметов гигиены, но это пока в проекте.

Кладовка – это настоящая кладовая, в которой всегда полно самых разнообразных вещей. Её оборудованию хозяева уделили особое внимание, спланировали высоту и глубину полок. Ведь это пространство надо использовать максимально эффективно, чтобы спрятать в них как можно больше нужных вещей – не пропадать же добру. В самом низу, под полками, находятся две выкатные тумбочки на колесах. У них дверки откидываются. Нижний ящичек выдвижной.

Рядом с дверью прикреплена металлическая планка для того, чтобы хранить на ней верхнюю одежду на плечиках. Компактно, и место использовано рационально.

Единственная комната в этой квартире – особенная. Хозяева работают в Сети, и каждому нужен свой персональный компьютер. Но они нашли для себя решение этой проблемы и устроили свой небольшой домашний офис. Все принадлежности хранятся в эргономичных шкафах-пеналах, которые не занимают много места. Соблазнительные и роскошные мягкие диваны и кресла, увиденные в каталоге Интернет-магазина пришлось пропустить мимо глаз и довольствоваться более практичной, и немного аскетичной, мебелью.

Двери раздвижные зеркальные – это зрительно увеличивает комнату, а пространство используется максимально.

komnata.jpg

Маленький телевизор хозяева смотрят на кухне всей дружной семейкой по вечерам за вкусным ужином. Впрочем, он для них уже не так важен, поскольку большую часть времени они проводят в Сети, где и так достаточно самой разнообразной информации. Но всё-таки совместный просмотр за чашечкой чая все-таки сплачивает семью.

Как видите, проблема малогабаритных квартир решаема, и. даже современным «Плюшкиным» вполне удалось вместить свой немаленький мир в ограниченные жилые метры.

Автор: Мистер Х

Экранизации

Произведение Гоголя ставилось в российском кино пять раз. По мотивам повести также создали два мультфильма: «Похождения Чичикова. Манилов» и «Похождения Чичикова. Ноздрев».

«Мертвые души» (1909)

В эпоху становления кинематографа запечатлеть на пленку похождения Чичикова взялся Петр Чардынин. Немая короткометражка с урезанным гоголевским сюжетом снималась в железнодорожном клубе. А поскольку опыты в кино еще только начинались, лента получилась неудачной из-за неправильно подобранного освещения. В роли скупого Плюшкина выступил театральный актер Адольф Георгиевский.

«Мертвые души» (1960)

Фильм-спектакль по постановке МХАТа снял режиссер Леонид Трауберг. Через год после премьеры картина получила «Приз критики» на фестивале в Монте-Карло.

08_EaszLrs.jpg
Борис Петкер в роли Плюшкина

В фильме снялись Владимир Белокуров (Чичиков), Борис Ливанов (Ноздрев), Анастасия Зуева (Коробочка) и даже Юрий Никулин (скромная роль официанта, актер даже не попал в титры). А Плюшкина блестяще сыграл Борис Петкер.

«Мертвые души» (1969)

Еще один телевизионный спектакль, который задумал режиссер Александр Белинский. По оценкам киноманов, эта экранизация – лучшая из кинопостановок нетленного произведения.

09_1vzr6KU.jpg
Александр Соколов в роли Плюшкина

В ленте тоже задействованы яркие актеры советского кинематографа: Павел Луспекаев (Ноздрев), Олег Басилашвили (Манилов), Игорь Горбачев (Чичиков). Роль Плюшкина досталась Александру Соколову.

«Мертвые души» (1984)

Сериал из пяти эпизодов, снятый Михаилом Швейцером, показывали по центральному телевидению.

Иннокентий Смоктуновский в роли Плюшкина

В жадного помещика перевоплотился Иннокентий Смоктуновский.

«Дело о «Мертвых душах» (2005)

Последняя на сегодня киноработа, которая представляет фантазию на знаменитые произведения Гоголя – «Ревизор», «Записки сумасшедшего», «Мертвые души». Таким необычным миксом решил порадовать зрителя Павел Лунгин, для убедительности собрав на съемочной площадке цвет современного кино.

На экране появляются Александр Абдулов в роли Ноздрева, Константин Хабенский в образе Чичикова, Нина Усатова, из которой вышла отличная жена губернатора. Также зрители любуются игрой Леонида Ярмольника – актера именуют в картине Плюшкиным.

Образец 5

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя перед нами проходит целая галерея помещиков. Завершается она Плюшкиным.

Степан Плюшкин принципиально отличается от прочих помещиков. Характер героя дан в развитии. На его примере Гоголь показывает, как человек постепенно стал «прорехой на человечестве».

Чичиков встречается с Плюшкиным в его имении, в котором все находится в запустении. Барский дом похож на могильный склеп. Только сад напоминает о жизни, которая резко противопоставлена безобразной жизни помещика. От имения Плюшкина веет плесенью, гнилью, смертью.

При первой встрече Чичикова с Плюшкиным непонятно, кто перед ним, во всяком случае на помещика не похож – какая-то фигура. Внешность помещика такова, что, если бы Чичиков увидел его у церкви, принял бы за нищего. В доме Плюшкина темно, тянет холодом. Все комнаты заперты, кроме двух, в одной из них и обитал помещик. Везде беспорядок, горы мусора. Здесь остановилась жизнь – об этом символизируют остановившиеся часы.

Но так было не всегда. Автор показывает, как постепенно Плюшкин деградировал до такого состояния. Когда-то он был хорошим хозяином, имел семью, общался с соседями.  Но жена умерла, дети ушли из дома, он остался один. Им овладела тоска и отчаяние. Плюшкин становится скупым, мелочным и подозрительным. Он и не испытывает потребности с кем-либо общаться, даже с родными детьми и внуками. Во всех видит врагов.

Плюшкин – раб вещей. Тащит в дом все подряд. Бессмысленно заполняет склады, амбары, где все потом гниет. Бесчисленные богатства пропадают зря. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами, ворами. Они у него в деревне живут плохо, голодают. В результате такой жизни крестьяне умирают или бегут из усадьбы.

Предложение Чичикова относительно мертвых душ изумило Плюшкина. Он рад такой сделке. Чичиков приобрел у Плюшкина не только мертвых, но и беглых людей по низкой цене и был в хорошем расположении духа.

Образ этого помещика вызывает грусть. В человеке уничтожено все человеческое. Душа Плюшкина омертвела от жадности. В лице Плюшкина Гоголь изобразил духовную деградацию, доведенную до последней черты.

9 класс по литературе

<glav>Другие сочинения:</glav>← Образ и характеристика Остапа в повести Тарас Бульба↑ ГогольОбраз Андрия в повести Тарас Бульба →

Страсть коллекционера

В честь прототипа названа улица в Москве, и никакие переименования Погодинской не коснулись. Он был «ровесником девятнадцатого века» (родился в 1800 году, умер в 1875м). В течение пяти десятилетий в его доме недалеко от Новодевичьего монастыря собирался весь цвет отечественной словесности. Кто только здесь ни читал своих опусов, ни вел жарких споров — Аксаков, Чаадаев, Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Баратынский, Фет, Тютчев, Веневитинов, Островский, Аполлон Григорьев…

И Гоголь, конечно же.

gogol_default_d_850.jpg

После своего возвращения из-за границы Николай Васильевич гостил у Погодина месяцами на правах близкого друга, почти что члена семьи. Здесь он работал над «Тарасом Бульбой», «Портретом», «Римом», первым томом «Мертвых душ». Сюда к нему приезжали сестры, здесь он принимал знакомых…

Можно только предполагать, чем раздражало постояльца «несерьезное» увлечение профессора и издателя литературных альманахов, — Погодин был азартнейшим коллекционером. За долгие годы он собрал огромное «Древлехранилище» из предметов русской старины — некоторые датированы XII веком! В его семнадцати «отделах» были сотни икон, лубочные картинки, посуда, оружие, «вислые печати», образки, крестики, около 2000 монет и медалей, 800 старопечатных книг. А еще грамоты и судебные акты допетровских времен, «кормчие книги», жития святых, летописи, лично написанные труды и черновики знаменитых российских ученых, полководцев и даже императоров вплоть до Петра I. Плюс масса всяких обрывков, фрагментов, черепков, осколков и прочих мелочей…

Последние Погодин доставал «по случаю», отчаянно торгуясь, привозил из дальних поездок по России, покупал с аукциона у разорившихся хозяев, находил на блошиных рынках и бог знает где. «Реликвии» громоздились в погодинском доме на столах, в шкафах, по стеллажам и полкам. Они еле уместились в трех комнатах, составлявших парадную анфиладу и рабочий кабинет хозяина!

У Гоголя в «Мертвых душах» — явная и злая пародия на эту коллекцию. Цитата: «Он (Плюшкин. — Авт.) ходил еще каждый день по улицам своей деревни… и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу: если баба… позабывала ведро — он утаскивал и ведро».

Гоголь – мастер деталей

Описывая обстановку в доме помещика, Гоголь уделяет особое внимание деталям, мелочам, которые характеризуют хозяина лучше всяких слов. Беспорядочно разбросанные вещи на трюмо, бумажки, отломанные ручки, засохшие перья – богатство, которое хозяин бережёт, собирает, трепетно группирует, перекладывает, но никогда не выбросит. Рюмка с остатками напитка, в которой плавали несколько дохлых мух, заботливо накрыта листочком, будто бы это сокровище может когда-либо понадобится для каких-то важных целей. Жёлтая зубочистка, которую, по мнению автора, использовали ещё до пришествия Бонапарта, также хранилась на трюмо для “особого случая”.

Нелепость и тяжесть обстановке придавало то, что стены комнаты были густо увешаны несуразными картинами, изображающими совершенно несочетающиеся вещи: какое-то сражение (Гоголь упоминает тонущих лошадей, солдат в треуголках и барабаны), натюрморт с арбузом, фруктами, цветами, мордой кабана и чем-то напоминающим охотничий трофей. Потолок комнаты был “увенчан” люстрой, которая превратилась в грязный кокон из-за пыли, паутины и грязи. Во всей обстановке читается отношение Плюшкина к себе, к жизни, к деньгам и к другим людям. Несколько точных чётких предложений характеризует помещика, как ограниченного, психически нецелостного, жадного, скупого и отвратительного человека.

Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» Островского

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий