Как сделать разбор предложения по составу
Выделяем главные члены Подлежащее и сказуемое должно согласовываться по числу и роду. Если получается нескладная грамматическая основа: она писали, семья решил и т.п. – основа выделена неверно.Выделяем второстепенные члены От главных членов задаем вопросы к второстепенным. Они также должны согласовываться между собой.Разбор по составу – несложный процесс, главное – правильно задать вопрос и определить главные члены. Если первый пункт выполнен верно, то найти второстепенные члены будет легко.Делаем проверку Обращаем внимание на согласованность каждого члена по роду, числу и падежу.
Члены предложения
Это интересно: Как сделать правильно проект «Моя семья» для первого класса + ОБРАЗЦЫ, пошаговая ИНСТРУКЦИЯ и 75 ФОТО
Главные
Подлежащее
Отвечает на вопросы: кто? Что?
Примеры: Аня, Мама, Алексей Иванович, погода и т.п.
Подлежащим может быть любое существительное, местоимение, совершающее действие в предложение:
«Я помыл руки»; «Погода нас порадовала»; «Мама попросила сходить в магазин»; «Алексей Иванович не любит гостей»; «Аня посмотрела на письмо и заплакала».
Подлежащее может стоять в начале предложения, в середине, в конце. Его выделяют прямой чертой.
Сказуемое
Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает?
Примеры: пишет, читает, разговаривает, любит.
Сказуемое – это глагол. Сказуемое всегда совершает действие и связано с подлежащим:
«Мы выписали важную информацию в тетрадь»; «Зачем ты испытываешь мое терпение?»; «Я вдруг почувствовала на себе взгляд соседского мальчишки и мне стало не по себе.»
Выделяют двумя чертами.
Согласование глагольного сказуемого с подлежащим
Подлежащее и сказуемое согласованы между собой в числе, роде и лице. Нельзя выделить основу: «Собака жили»; Можно выделить основу «собака жила». Если подлежащее и сказуемое не согласуются между собой, то либо вы нашли существительное неправильно, либо в предложении несколько грамматических основ.
Второстепенные
Второстепенные члены предложения
Дополнение
Указывает на результат совершенного действия, либо на предмет, с которым совершается действие. Выделяется пунктиром.
«Я устала от одиночества» — процитировала Аню сестра» — фраза принадлежит Ане, сестра ее процитировала, значит, дополнением служит «Аню» (кого?).
«Миша ненавидел среды из-за уроков французского» — Из-за чего Миша ненавидел среды? – из-за уроков французского, значит, это дополнение.
Чтобы не перепутать дополнение с обстоятельством и определением, важно перечитывать предложение и задавать правильные вопросы. Важен контекст, поэтому вслепую выделять дополнение нельзя.
Определение
Показывает качества, свойства и признак предмета. В предложении выделяют волнистой линией.
«Кот Тимофей лег на коврик и показал свой пушистый бочок.» — бочок какой? – пушистый.
«Сотри свои красные губы, они тебе совершенно не идут!» — губы какие? – красные.
«Интересно, как может такой красивый, интересный и интеллигентный человек, согласится на такое отвратительное предложение?» — «красивый, интересный и интеллигентный» — качества, определяющие описываемого человека.
«Отвратительное» — признак, описывающий предложение, поступившее человеку, о котором ведется повествование. Следовательно, в предложении 4 определения.
Обстоятельство
Зависит от сказуемого и выражает признак действия или предмета. Выделяют пунктиром с точкой.
«Встреча была назначена вечером, в холле нашего отеля» — когда была назначена встреча? – вечером; где назначена встреча? – в холле отеля.
«Я путешествую только поездами, так как самолеты кажутся мне небезопасными» — как ты путешествуешь? – только поездами. В предложении одно обстоятельство.
«Он поехал в Европу, ему нужно срочно увидеть что-то красивое» — куда он поехал? – в Европу; увидеть как? – срочно. В предложении два обстоятельства.
Существует несколько видов обстоятельств:
- Времени
- Места
- Цели
- Сравнения
- Условия
- Уступки
- Меры и степени
- Причины
Виды обстоятельств по значению
Каждый вид выделяется одинаково – пунктиром с точкой.
Топ-5 примеров
Главные и второстепенные члены предложения
1«Когда я вышла ночью в поле, я впервые ощутила настоящую тишину!»
Я (что сделала?) вышла – первая грамматическая основа; (вышла когда?) ночью (куда?) в поле – обстоятельства;
Я (когда?) впервые (что сделала?) ощутила (какую?) настоящую (что?) тишину – перед нами вторая грамматическая основа, обстоятельство, определение и дополнение.
2«Я пробуждаюсь несколько раз за ночь и тревожусь в течение всего дня, мне срочно нужно отдохнуть».
Я пробуждаюсь и тревожусь – подлежащее и 2 сказуемых; несколько раз за ночь – обстоятельство; в течение всего дня – обстоятельство времени; мне нужно отдохнуть – 2 грамматическая основа; срочно – обстоятельство.
3«Когда я перешел порог новой школы, я испытал приступ сильнейшего волнения, все закружилось перед глазами, и я отчаянно пытался успокоиться».
Я перешел – грамматическая основа; порог школы – дополнение; новой – определение;
Я испытал – вторая грамматическая основа; приступ – дополнение; сильнейшего – определение; волнения – дополнение;
Все закружилось – третья грамматическая основа; перед глазами – обстоятельство;
Я пытался успокоиться – четвертая грамматическая основа; отчаянно – обстоятельство.
4«Лиза чувствовала себя особенной, ведь она единственная в классе умела играть на скрипке и читать 220 слов в минуту».
Лиза чувствовала – первая грамматическая основа; себя – дополнение; особенной – определение;
Она умела играть и читать – вторая грамматическая основа; на скрипке – дополнение; 220 слов в минуту – обстоятельство.
5«Леша с удовольствием читал книгу»
Леша читал – грамматическая основа; книгу – дополнение; с удовольствием – обстоятельство.