Любопытные факты об игре «Монополия» — Алексей С. Железнов. Странник и пришелец — LiveJournal

Тонкости игры: полезные советы для новичков

У опытных игроков существуют даже свои стратегии и советы, благодаря которым они часто выигрывают в «Монополии»:

  • Не всегда стоит спешить и скупать все активы. Иногда нужно приберечь стартовый капитал для более выгодных сделок.
  • Нужно вести переговоры с другими игроками, с ними можно объединяться, строить совместные планы. Конечно же, в игре выигрывает один, но если участвует 4 и более игроков, то иногда есть смысл объединиться с кем-то из них.
  • Умейте считать свои деньги, не раздавайте их налево и направо. Чем больше у вас активов, тем больше придется платить налогов. Так что деньги вам еще пригодятся.
  • Научитесь принимать свои поражения и выносить из них уроки. В дальнейшем какие-то финансовые потери могут принести вам еще больше денег.

Правила игры «Монополия»

Как же играть в «Монополию»? Для экономической игры нужны не менее двух человек, а лучше — 5-6. Каждый игрок выбирает себе фишку определенного цвета, которой и будет ходить всю игру. Кроме того, из числа игроков выбирают банкира, который будет следить за финансами и заведовать банком, выдавать поощрения, собирать налоги, выдавать кредиты.

Фишки размещаются на старте. Первый игрок кидает кубик и ходит фишкой на такое количество клеток, какое указано на кубике. Попав на какой-то актив, игрок имеет право его купить, а если актив занят, он должен заплатить за свое пребывание на этом поле. Цены указаны на карточке актива. Игрок может попасть на поле с каким-то определенным событием, в котором он обязательно должен поучаствовать. Например, участнику может выпасть денежное поощрение, штраф, необходимость вернуться на несколько квадратов назад, получить еще один ход или пропустить следующий.

Именно когда игрок терпит неудачу, подключаются все его стратегические и логические способности, чтобы вернуть себе прежнее положение.

Как и у любой другой игры, у «Монополии» есть так называемые домашние или негласные правила, которые официально не прописаны. Например:

  • если игрок находится в тюрьме, то он не может получать деньги за аренду своих предприятий;
  • только по прошествии первого круга участник может приобретать активы;
  • налоги и штрафы, собираемые с участников, складываются в определенный сектор;
  • участник, который попал на сектор «бесплатная стоянка» может забрать денежный актив;
  • игроки могут одалживать друг другу деньги, если не хотят обращаться в банк;
  • иногда даже обанкротившегося участника оставляют в игре, чтобы дать ему возможность реабилитироваться и реализовать свою стратегию: часто таким игрокам удается вернуть свои активы и даже переиграть остальных участников.

Считается, что такие лояльные негласные правила с деньгами несколько затягивают игру и она может длиться буквально вечность.

Разновидности «Монополии»

Версий игры большое количество — более ста. Рассмотрим самые основные из них:

  • Классическая «Монополия». Вы покупаете заводы, фабрики, магазины, отели. Игра может длиться долго, а заканчивается, когда все участники обанкротятся.
  • «Монополия Делюкс». Вариант практически не отличается от классического. Версия была выпущена к 60-летнему юбилею игры и в ней был лишь изменен дизайн самого поля.
  • «Монополия» с банковскими пластиковыми картами. Идея заключается в том, что вместо бумажных денег в игре используется подобие пластиковых карт, а деньги считывает небольшой электронный банкомат, которые входит в комплект.
  • Monopoly City. Достаточно распространенная и популярная на сегодня версия. Здесь задействовано пустующее ранее место в центре поля. Игроки могут захватывать целые районы, развивать их, покупать земельные участки. Целью игры по-прежнему является увеличение капитала и приумножение» активов.
  • «Антимонополия». Вы можете выбрать вариант: быть монополистом или конкурентом. Первый действует медленно, захватывает все больше активов, накапливают крупную сумму медленно. Второй — действует быстро, здесь и сейчас, может накопить крупную сумму благодаря небольшим, но частым сделкам.

Истина: игра как инструмент продвижения радикальной экономической теории

По ходу тяжбы с Parker Brothers Анспак давал много интервью газетам и телевидению. Во время одного шоу в эфир позвонила пожилая женщина и рассказала: у нее есть подруга, которая играла в «Монополию» еще задолго до Великой депрессии, а Дарроу ее не изобрел, а украл. Анспак заинтересовался этой историей, выяснил детали и потом восстановил, каким путем «Монополия» оказалась в собственности его противников.

Свое изобретение Дарроу почти целиком перерисовал с игры, которую ему дали друзья – Чарльз и Оливия Тодд. Те узнали о ней от Юджина Рейфорда, которого с игрой познакомил его брат Джесси – от него остались цены на недвижимость, попавшие в «изобретение» Дарроу.

Джесси Рейфорд познакомился с «Монополией» в среде квакеров (популярное в США религиозное движение на основе протестантизма) Атлантик-Сити – именно они перенесли действие игры в этот город.

Квакерам игру привезла учительница из Индианаполиса, узнавшая о ней у студентов Принстонского университета, где один из профессоров использовал «Монополию» во время лекций.

А в академическую среду игра попала практически напрямую от своего настоящего изобретателя – женщины по имени Элизабет Мэги.

rue325f219115.jpg

Мэги создала игру еще в первой половине 1900-х, и тогда она называлась «Игра собственника». Элизабет хотела продвинуть идеи философа и экономиста Генри Джорджа. Он считал, что земля и природные блага не должны принадлежать никому. Но поскольку в реальности они уже в чьей-то собственности, за владение землей нужно платить большой налог. А вот все остальное налогами облагаться не должно. Джордж и его последователи верили, что так рабочие люди сохраняли бы все заработанное, и это уменьшило бы уровень бедности и привело ко всеобщему процветанию.

Чтобы проиллюстрировать бедственность положения, когда собственники земли делают все что хотят, Мэги и создала свою игру. Выглядела она практически как современная «Монополия»: та же круговая система, продажа или аренда полей, наказания за попадание на чужую собственность, банк, тюрьма и так далее. Но Мэги придумала два набора правил: одни поощряли игроков за совместную работу и создание общего богатства, другие – за доминирование и доведение противников до банкротства. Вторые пользовались большей популярностью, и их цель – монополия – стала неофициальным названием игры.

В 1904-м Мэги запатентовала свое изобретение, и это было историческое событие – тогда в США меньше процента всех патентов принадлежали женщинам, а в газетах предполагали, что женщины живут дольше мужчин, потому что «меньше используют мозги». Потом она выпускала «Игру собственника» сама, но со временем перестала и сосредоточилась на феминизме и общественной деятельности – например, прославилась, когда в поисках работы дала в газету объявление: «Продается молодая женская особь американского раба».

Ее игра, тем временем, ушла в народ: многие компании публиковали свои варианты, люди сами делали и перерисовывали доски, вносили модификации. В таком виде она и попала к Дарроу.

rueeddd34ab1b.jpg

После того, как Дарроу и Parker Brothers запатентовали «Монополию», компания выкупила права на ее аналоги у конкурентов – и за 500 долларов приобрела «Игру собственника», пообещав Мэги, что будет выпускать ее наравне с «Монополией». Этого не случилось, но какое-то время Мэги упоминалась на коробках с новой игрой, а потом пропала и оттуда. Когда с Parker Brothers судился Анспак, ее уже никто не помнил, потому что и компания, и сам Дарроу постоянно настаивали, что игру изобрел именно Чарльз.

Суд в итоге посчитал, что Parker Brothers и Дарроу взяли игру из общественной собственности и поэтому не могут обладать на нее исключительными правами. Путем сложных переговоров с судами и лоббирования Конгресса совместно с другими корпорациями (которые испугались, что дело может стать опасным прецедентом для их собственности) компания добилась изменения закона о торговых марках и вернула себе права на «Монополия». Но для Анспака сделали исключение – он продолжил выпускать «Антимонополию», а еще получил от противников компенсацию и оплату судебных издержек.

Сейчас «Монополией» владеет компания Hasbro (и будет владеть до 2030-го), в 90-е купившая Parker Brothers. В отчете перед акционерами за 2019-й компания писала, что «Монополия» пережила лучший год в своей истории и обеспечила серьезную долю от 1,5 миллиарда долларов выручки, которые Hasbro получила от игр. 

«Монополия» теперь существует не только в классическом формате, но и в виде приложения на айфон. Или в виде привычной настолки, но со встроенным миникомпьютером, который ведет все подсчеты и указывает игрокам что делать, исходя из правил – хотя известно, что почти никто не играет по официальным правилам. Эксперты считают, что такая модификация убивает переговоры и взаимодействие между участниками, которые были основной фишкой.

Как бы там ни было, исключительные права Hasbro на «Монополию» никто не оспаривает. В информации об игре, которую публикует компания, перестали писать, что Дарроу придумал ее из ничего, но на сайте Hasbro официальная история «Монополии» начинается с 1935-го. Имя Элизабет Мэги там не встречается вообще.

Аукцион

В игре поддерживается реферальная программы и, приводя новых участников можно получить до десяти процентов от заработка, что тоже довольно выгодно. В монополии существует интересная форма аукциона, где можно обменять своим жетоны для скупки бизнеса и рефералов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий