ИСКУССТВО или ИССКУСТВО, как правильно пишется?

История искусства

Искусство появилось с первых дней жизни человека. Оно служило решением насущных проблем. Люди оставляли наскальные рисунки, повествующие о своем быте, обрядах. Самыми распространенными видами первобытного творчества были танцы, музыка.

Оно появилось благодаря следующим цивилизациям:

  • Египетской.
  • Греческой.
  • Римской.
  • Китайской.
  • Аравийской.
  • Персидской
  • Месопотамской.
  • Индийской.

Древнегреческие творцы подчеркивали грациозность и красоту человека. Покровителем искусства у греков был Аполлон, бог красоты. Музы символизировали различные направления.

Это была эпоха развития литературы, театра, музыки, танца. Музыка обозначала гармонию звуков и объединение с наукой. Позднее муза считалась источником вдохновения.

Причина ошибок

«Искусный», «искусство» и многие другие слова произошли от древнейшего «кус»: «кусать», «откусывать». С приставкой «ис-» получилось «искус» – искушение, желание отведать, предвкушение наслаждения. На этом пути словообразования от первичного корня разошлись. К «искус» добавились суффикс «-н-» и окончание «-ый». Таким образом на основе глагола образовалось качественное прилагательное, обозначающее нечто, вызывающее желание обладать им и/или приятные чувства.

Существительное «искусство», в котором как раз две «-с», образовано от того же «искус» при помощи суффикса «-ств-» и окончания «-о». Его (существительного) значение – способ(ы) создания предметов или понятий, вызывающих искус. И уже от «искусство» произошло прилагательное, так сказать, второго порядка – «искусственный», что значит созданный посредством искусства, в естественном виде не существующий.

Таким образом, непосредственной связи между «искусный», «искусство» и «искусственный» нет: правописание любого из этих слов не влияет на таковое остальных. В чём по Викисловарю, между прочим, недолго и запутаться: там, бог весть с какой причины, в «искусный» суффикс «-н-» введен в состав корня. Что ж, викизнание (любое) суть викизнание как оно есть, а как нужно писать «искусный», теперь, будем надеяться, понятно: «-ств-» это суффикс существительных, но не прилагательных.

Грамматика

Итак, «искусный» это качественное прилагательное, состоящее из приставки «ис-», корня «-кус-», суффикса «-н-» и окончания «-ый». Постановка ударения и разделение переносами ис-ку́с-ный. Что в который раз, не будем чиниться понапрасну, свидетельствует о некомпетентности авторов Викисловаря: односложные корни слов переносами не разрываются. Падежные формы:

  • Именительный:
  • иску́сный (муж. ед. ч.); иску́сен (краткая форма);
  • иску́сная (жен. ед. ч.); иску́сна (кр. ф.);
  • иску́сное (средн. ед. ч.); иску́сно (кр. ф.);
  • иску́сные (мн. ч.); иску́сны (кр. ф.).
  • Родительный:
  • иску́сного (муж. ед. ч.);
  • иску́сной (жен. ед. ч.);
  • иску́сного (средн. ед. ч.);
  • иску́сных (мн. ч.).
  • Дательный:
  • иску́сному (муж. ед. ч.);
  • иску́сной (жен. ед. ч.);
  • иску́сному (средн. ед. ч.);
  • иску́сным (мн. ч.).
  • Винительный (одушевленных предметов):
  • иску́сного (муж. ед. ч.);
  • иску́сную (жен. ед. ч.);
  • иску́сное (средн. ед. ч.);
  • иску́сных (мн. ч.).
  • Винительный (неодушевленных предметов):
  • иску́сный (муж. ед. ч.);
  • иску́сную (жен. ед. ч.);
  • иску́сное (средн. ед. ч.);
  • иску́сные (мн. ч.).
  • Творительный:
  • иску́сным (муж. ед. ч.);
  • иску́снойвариантиску́сною (жен. ед. ч.);
  • иску́сным (средн. ед. ч.);
  • иску́сными (мн. ч.).
  • Предложный <О, В/Во, При и др. предлоги>:
  • иску́сном (муж. ед. ч.);
  • иску́сной (жен. ед. ч.);
  • иску́сном (средн. ед. ч.);
  • иску́сных (мн. ч.).

Стили

Определенные стили мирового искусства появлялись на протяжении всей истории человечества.

Античный, классическая древность

antichnyi-stil-parfenon-1024x598.jpg
Античный стиль. Парфенон

</p>

VIII – V век до нашей эры. Расцвет культуры Древней Греции и Древнего Рима. После раздела Римской империи культурные традиции переняты Византией. Греки создавали образцы в области скульптуры и архитектуры. Римляне оставили храмы, скульптурные портреты, фрески.

Романский стиль, романтика

romanskii-stil-1024x682.jpg
Романский стиль

</p>

X – XII века, начало XIII. Этот стиль относится к архитектуре. Характеризуется прямыми формами, круглыми арками, сводами, массивными стенами, яркими цветами, небольшими окнами. В изобразительном искусстве преобладает христианская тематика. Популярны горельефы, витражи.

Готика

Готика»> Реймсский собор, Франция»> Собор Парижской Богоматери»> 1 / 3

XII – XVI века. Готика характеризуется стрельчатыми арками, узкими и высокими башнями, цветными витражами, сакральной живописью. В основе религиозная тематика.

Проторенессанс

Фреска Поцелуй ИудыДжотто

</p>

XIII – XIV века. Развитие итальянской культуры, переход от Средневековья к Возрождению. Проявляется интерес к античности, желание отобразить реальность, светские темы.

Возрождение, Ренессанс

Леонардо да Винчи»>Мадонна ЛиттаЛеонардо да Винчи»> Санта-Мария-дель-Фьоре»> 1 / 2

Начало XIV века – конец XVI. Италия, зарождается интерес к античной культуре, пейзажу. Появляются портреты светских лиц. Выделяют перспективу, композицию. Художники изучают анатомию человека.

Барокко

Карло Мадерна»>Фасад Собора Св. ПетраКарло Мадерна»> Версаль»> Версальский двор»> 1 / 3

В XVII–XVIII веках, появился в Италии. Стиль характеризуется пышными формами, чувственностью, динамичностью. Естественность уже не в моде.

Женщин изображают с пышными формами. Мужчины носят парики, бреются. Архитектура отличается большими пространствами, колоннадами. Популярны сложные формы купола, статуи.

Рококо

Буше Ф.»>Ринальдо и АрмидаБуше Ф.»> Зимний дворец»> Церемониальный фасад дворца Келуш»> Церковь Франциска Ассизского, Ору-Прету, Бразилия. Архитектор Алейжадинью»> 1 / 4

XVIII век. Зародился во Франции. Этот стиль считают продолжением барокко, высшей стадией. Его использовали в дизайне интерьера, архитектуры, скульптуры.

Классицизм

Большой Театр, Москва»> Джованни Баттиста Тьеполо»>Пир КлеопатрыДжованни Баттиста Тьеполо»> Дмитрий Левицкий»>Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини ПравосудияДмитрий Левицкий»> 1 / 3

XVII – XIX век. Возвращение к идеалам античности, строгим линиям, идеальным пропорциям.

Романтизм

Фридрих К.Д.»>Странник над морем туманаФридрих К.Д.»> Жерико Т.»>Плот МедузыЖерико Т.»> 1 / 2

Конец XVIII, начало XIX века. Этот стиль распространен в европейской и американской культуре. Противоположность классицизму.

Ампир

Архитектор В. П. Стасов»>Нарвские триумфальные ворота на площадь СтачекАрхитектор В. П. Стасов»> Архитектор Росси К.»>Арка Генерального штаба в ПетербургеАрхитектор Росси К.»> Жак Луи Давид»>Ликторы приносят Бруту тела его сыновейЖак Луи Давид»> Жак Луи Давид»>Портрет мадам РекамьеЖак Луи Давид»> 1 / 4

Эпоха Наполеона, первые 30 лет XIX века. Королевский стиль архитектуры. В моде колонны, лепные карнизы, триумфальные арки. Рельефы львов, орлов, военной символики.

Реализм

Жюль Бастьен»>Лепаж, Октябрь. Сбор картофеляЖюль Бастьен»> Кайботт»>ПаркетчикиКайботт»> Константин Аполлонович Савицкий»>Ремонтные работы на железной дорогеКонстантин Аполлонович Савицкий»> 1 / 3

Конец XVIII – XX века. Сущность стиля в точном и объективном изображении мира.

Импрессионизм

Камиль Писсарро»>Бульвар Монмартр зимним утромКамиль Писсарро»> Клод Моне»>Впечатление. Восходящее солнцеКлод Моне»> Ренуар П.О.»>ЛягушатникРенуар П.О.»> 1 / 3

Конец XIX – начало XX веков. Зародился во Франции, характеризуется естественным отображением реальности. Мастера используют мелкие раздельные мазки вместо четких линий, смешивают краски на палитре.

Модерн

Дом компании Зингер в Санкт-Петербурге»> Дом Братьев Елисеевых в Санкт-Петербурге»> Дача Головкина в Самаре»> Архитектор Отто Вагнер»>Католическая Церковь Ам-ШтайнхофАрхитектор Отто Вагнер»> 1 / 4

Конец 1880–1914 годы, возник в Англии. Сочетает в себе творчество и практичность. Происходит отказ от прямых линий и углов, соединение металла и бетона.

Примитивизм

Казимир Малевич»>ДетиКазимир Малевич»> Наталья Гончарова»>Отбеливание БельяНаталья Гончарова»> Нико Пиросмани»>Актриса МаргаритаНико Пиросмани»> Поль Гоген»>Таитянские ПасторалиПоль Гоген»> 1 / 4

Зародился в конце XIX века. Характерная особенность – обдуманное упрощение изображения.

Экспрессионизм

Винсент Ван Гог»>ЗакатВинсент Ван Гог»> Винсент Ван Гог»>Звёздная ночьВинсент Ван Гог»> Джеймс Энсор»>ИнтригаДжеймс Энсор»> Эдвард Мунк»>КрикЭдвард Мунк»> 1 / 4

Начало XX века. Выражает эмоциональное состояние художника.

Ар-деко

Американ Радиатор-билдинг в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа»> Архитектор А. Н. Душкин, художник А. А. Дейнека»>Станция московского метро МаяковскаяАрхитектор А. Н. Душкин, художник А. А. Дейнека»> Архитекторы Б. С. Виленский, В. А. Ершов»>Станция метро АэропортАрхитекторы Б. С. Виленский, В. А. Ершов»> Вершина Дженерал-Электрик-билдинг»> Высотное здание МИД СССР»> Здание суда в Кочис, США»> 1 / 6

1925–1935 гг. В основе строгая геометрия, четкие линии, гладкие, блестящие поверхности. Использование стекла, зеркала, бронзы, кожи.

Сюрреализм

Рене Магритт»>БанальностьРене Магритт»> Макс Эрнст»>Французский садМакс Эрнст»> Рене Магритт»>Вариация печалиРене Магритт»> Рене Магритт»>ВлюбленныеРене Магритт»> Сальвадор дали»>Постоянство памятиСальвадор дали»> 1 / 5

1920 годы и до наших дней. Главная идея сюрреализма – сочетание иллюзий и парадоксов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий