История искусства
Искусство появилось с первых дней жизни человека. Оно служило решением насущных проблем. Люди оставляли наскальные рисунки, повествующие о своем быте, обрядах. Самыми распространенными видами первобытного творчества были танцы, музыка.
Оно появилось благодаря следующим цивилизациям:
- Египетской.
- Греческой.
- Римской.
- Китайской.
- Аравийской.
- Персидской
- Месопотамской.
- Индийской.
Древнегреческие творцы подчеркивали грациозность и красоту человека. Покровителем искусства у греков был Аполлон, бог красоты. Музы символизировали различные направления.
Это была эпоха развития литературы, театра, музыки, танца. Музыка обозначала гармонию звуков и объединение с наукой. Позднее муза считалась источником вдохновения.
Причина ошибок
«Искусный», «искусство» и многие другие слова произошли от древнейшего «кус»: «кусать», «откусывать». С приставкой «ис-» получилось «искус» – искушение, желание отведать, предвкушение наслаждения. На этом пути словообразования от первичного корня разошлись. К «искус» добавились суффикс «-н-» и окончание «-ый». Таким образом на основе глагола образовалось качественное прилагательное, обозначающее нечто, вызывающее желание обладать им и/или приятные чувства.
Существительное «искусство», в котором как раз две «-с», образовано от того же «искус» при помощи суффикса «-ств-» и окончания «-о». Его (существительного) значение – способ(ы) создания предметов или понятий, вызывающих искус. И уже от «искусство» произошло прилагательное, так сказать, второго порядка – «искусственный», что значит созданный посредством искусства, в естественном виде не существующий.
Таким образом, непосредственной связи между «искусный», «искусство» и «искусственный» нет: правописание любого из этих слов не влияет на таковое остальных. В чём по Викисловарю, между прочим, недолго и запутаться: там, бог весть с какой причины, в «искусный» суффикс «-н-» введен в состав корня. Что ж, викизнание (любое) суть викизнание как оно есть, а как нужно писать «искусный», теперь, будем надеяться, понятно: «-ств-» это суффикс существительных, но не прилагательных.
Грамматика
Итак, «искусный» это качественное прилагательное, состоящее из приставки «ис-», корня «-кус-», суффикса «-н-» и окончания «-ый». Постановка ударения и разделение переносами ис-ку́с-ный. Что в который раз, не будем чиниться понапрасну, свидетельствует о некомпетентности авторов Викисловаря: односложные корни слов переносами не разрываются. Падежные формы:
- Именительный:
- иску́сный (муж. ед. ч.); иску́сен (краткая форма);
- иску́сная (жен. ед. ч.); иску́сна (кр. ф.);
- иску́сное (средн. ед. ч.); иску́сно (кр. ф.);
- иску́сные (мн. ч.); иску́сны (кр. ф.).
- Родительный:
- иску́сного (муж. ед. ч.);
- иску́сной (жен. ед. ч.);
- иску́сного (средн. ед. ч.);
- иску́сных (мн. ч.).
- Дательный:
- иску́сному (муж. ед. ч.);
- иску́сной (жен. ед. ч.);
- иску́сному (средн. ед. ч.);
- иску́сным (мн. ч.).
- Винительный (одушевленных предметов):
- иску́сного (муж. ед. ч.);
- иску́сную (жен. ед. ч.);
- иску́сное (средн. ед. ч.);
- иску́сных (мн. ч.).
- Винительный (неодушевленных предметов):
- иску́сный (муж. ед. ч.);
- иску́сную (жен. ед. ч.);
- иску́сное (средн. ед. ч.);
- иску́сные (мн. ч.).
- Творительный:
- иску́сным (муж. ед. ч.);
- иску́снойвариантиску́сною (жен. ед. ч.);
- иску́сным (средн. ед. ч.);
- иску́сными (мн. ч.).
- Предложный <О, В/Во, При и др. предлоги>:
- иску́сном (муж. ед. ч.);
- иску́сной (жен. ед. ч.);
- иску́сном (средн. ед. ч.);
- иску́сных (мн. ч.).
Стили
Определенные стили мирового искусства появлялись на протяжении всей истории человечества.
Античный, классическая древность
</p>
VIII – V век до нашей эры. Расцвет культуры Древней Греции и Древнего Рима. После раздела Римской империи культурные традиции переняты Византией. Греки создавали образцы в области скульптуры и архитектуры. Римляне оставили храмы, скульптурные портреты, фрески.
Романский стиль, романтика
</p>
X – XII века, начало XIII. Этот стиль относится к архитектуре. Характеризуется прямыми формами, круглыми арками, сводами, массивными стенами, яркими цветами, небольшими окнами. В изобразительном искусстве преобладает христианская тематика. Популярны горельефы, витражи.
Готика
Готика”> Реймсский собор, Франция”> Собор Парижской Богоматери”> 1 / 3
XII – XVI века. Готика характеризуется стрельчатыми арками, узкими и высокими башнями, цветными витражами, сакральной живописью. В основе религиозная тематика.
Проторенессанс
</p>
XIII – XIV века. Развитие итальянской культуры, переход от Средневековья к Возрождению. Проявляется интерес к античности, желание отобразить реальность, светские темы.
Возрождение, Ренессанс
Леонардо да Винчи”>Мадонна ЛиттаЛеонардо да Винчи”> Санта-Мария-дель-Фьоре”> 1 / 2
Начало XIV века – конец XVI. Италия, зарождается интерес к античной культуре, пейзажу. Появляются портреты светских лиц. Выделяют перспективу, композицию. Художники изучают анатомию человека.
Барокко
Карло Мадерна”>Фасад Собора Св. ПетраКарло Мадерна”> Версаль”> Версальский двор”> 1 / 3
В XVII–XVIII веках, появился в Италии. Стиль характеризуется пышными формами, чувственностью, динамичностью. Естественность уже не в моде.
Женщин изображают с пышными формами. Мужчины носят парики, бреются. Архитектура отличается большими пространствами, колоннадами. Популярны сложные формы купола, статуи.
Рококо
Буше Ф.”>Ринальдо и АрмидаБуше Ф.”> Зимний дворец”> Церемониальный фасад дворца Келуш”> Церковь Франциска Ассизского, Ору-Прету, Бразилия. Архитектор Алейжадинью”> 1 / 4
XVIII век. Зародился во Франции. Этот стиль считают продолжением барокко, высшей стадией. Его использовали в дизайне интерьера, архитектуры, скульптуры.
Классицизм
Большой Театр, Москва”> Джованни Баттиста Тьеполо”>Пир КлеопатрыДжованни Баттиста Тьеполо”> Дмитрий Левицкий”>Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини ПравосудияДмитрий Левицкий”> 1 / 3
XVII – XIX век. Возвращение к идеалам античности, строгим линиям, идеальным пропорциям.
Романтизм
Фридрих К.Д.”>Странник над морем туманаФридрих К.Д.”> Жерико Т.”>Плот МедузыЖерико Т.”> 1 / 2
Конец XVIII, начало XIX века. Этот стиль распространен в европейской и американской культуре. Противоположность классицизму.
Ампир
Архитектор В. П. Стасов”>Нарвские триумфальные ворота на площадь СтачекАрхитектор В. П. Стасов”> Архитектор Росси К.”>Арка Генерального штаба в ПетербургеАрхитектор Росси К.”> Жак Луи Давид”>Ликторы приносят Бруту тела его сыновейЖак Луи Давид”> Жак Луи Давид”>Портрет мадам РекамьеЖак Луи Давид”> 1 / 4
Эпоха Наполеона, первые 30 лет XIX века. Королевский стиль архитектуры. В моде колонны, лепные карнизы, триумфальные арки. Рельефы львов, орлов, военной символики.
Реализм
Жюль Бастьен”>Лепаж, Октябрь. Сбор картофеляЖюль Бастьен”> Кайботт”>ПаркетчикиКайботт”> Константин Аполлонович Савицкий”>Ремонтные работы на железной дорогеКонстантин Аполлонович Савицкий”> 1 / 3
Конец XVIII – XX века. Сущность стиля в точном и объективном изображении мира.
Импрессионизм
Камиль Писсарро”>Бульвар Монмартр зимним утромКамиль Писсарро”> Клод Моне”>Впечатление. Восходящее солнцеКлод Моне”> Ренуар П.О.”>ЛягушатникРенуар П.О.”> 1 / 3
Конец XIX – начало XX веков. Зародился во Франции, характеризуется естественным отображением реальности. Мастера используют мелкие раздельные мазки вместо четких линий, смешивают краски на палитре.
Модерн
Дом компании Зингер в Санкт-Петербурге”> Дом Братьев Елисеевых в Санкт-Петербурге”> Дача Головкина в Самаре”> Архитектор Отто Вагнер”>Католическая Церковь Ам-ШтайнхофАрхитектор Отто Вагнер”> 1 / 4
Конец 1880–1914 годы, возник в Англии. Сочетает в себе творчество и практичность. Происходит отказ от прямых линий и углов, соединение металла и бетона.
Примитивизм
Казимир Малевич”>ДетиКазимир Малевич”> Наталья Гончарова”>Отбеливание БельяНаталья Гончарова”> Нико Пиросмани”>Актриса МаргаритаНико Пиросмани”> Поль Гоген”>Таитянские ПасторалиПоль Гоген”> 1 / 4
Зародился в конце XIX века. Характерная особенность – обдуманное упрощение изображения.
Экспрессионизм
Винсент Ван Гог”>ЗакатВинсент Ван Гог”> Винсент Ван Гог”>Звёздная ночьВинсент Ван Гог”> Джеймс Энсор”>ИнтригаДжеймс Энсор”> Эдвард Мунк”>КрикЭдвард Мунк”> 1 / 4
Начало XX века. Выражает эмоциональное состояние художника.
Ар-деко
Американ Радиатор-билдинг в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа”> Архитектор А. Н. Душкин, художник А. А. Дейнека”>Станция московского метро МаяковскаяАрхитектор А. Н. Душкин, художник А. А. Дейнека”> Архитекторы Б. С. Виленский, В. А. Ершов”>Станция метро АэропортАрхитекторы Б. С. Виленский, В. А. Ершов”> Вершина Дженерал-Электрик-билдинг”> Высотное здание МИД СССР”> Здание суда в Кочис, США”> 1 / 6
1925–1935 гг. В основе строгая геометрия, четкие линии, гладкие, блестящие поверхности. Использование стекла, зеркала, бронзы, кожи.
Сюрреализм
Рене Магритт”>БанальностьРене Магритт”> Макс Эрнст”>Французский садМакс Эрнст”> Рене Магритт”>Вариация печалиРене Магритт”> Рене Магритт”>ВлюбленныеРене Магритт”> Сальвадор дали”>Постоянство памятиСальвадор дали”> 1 / 5
1920 годы и до наших дней. Главная идея сюрреализма – сочетание иллюзий и парадоксов.