Индивид, индивидуальность, человек, личность: разница в терминах и их значение

Определение понятия личность

Термин личность созвучно с английским словом персона. Изначально это слово означало маски, надеваемые актёрами в Древнем Риме. Это свидетельствует о том, что слово личность несёт в себе социальную составляющую уже на протяжении многих лет. Каждый человек в своей жизни играет несколько ролей, и каждый раз он подсознательно надевает некую маску, в соответствии с ситуацией и тем, кто находится рядом.

В целом личность представляет собой единство всех социальных свойств человека, результат включения в общество и систему социальных отношений. В психологии личность – это человек с определённым набором качеств, которые определяют его поведение и поступки, отношения и взаимодействие с другими людьми.

Часто понятие личность широко используется вместе с таким термином, как индивид. Эти понятия не являются тождественными. Каждый родившийся человек уже является индивидом, но для того, чтобы стать личностью, ему необходимо находиться и развиваться в социуме, изучать его ценностно-нормативную систему, функции. Для развития социального «Я» важно включенность человека в разные социальные группы, постоянно взаимодействовать с другими людьми.

Психология личности

Психология личности изучает непосредственно человека, его индивидуальность и поведение. Определение личности имеет несколько трактовок; психология же выделяет различные теории, концепции и гипотезы по этой теме. Наиболее популярными считаются пять теорий личности:

  • Психодинамическая. Ее основные пункты сформулировал Зигмунд Фрейд в рамках классического психоанализа. Он считал основным развивающим фактором человеческие инстинкты, связанные с жизнью и смертью. Важное место в развитии личности Фрейдом было отведено сексуальным потребностям (либидо). Согласно его теории, человек может проходить уровни развития личности «оно», «я», «сверх я».

Читайте еще:   Почему люди жалуются на жизнь: как научиться позитивно мыслить

При этом стадия «оно» является источником энергии побудительного характера и активности, которая лежит в основе всех влечений. Смысл существования человека в стадии «оно» заключается в получении удовольствий и избегании любой боли (физической или моральной).

Противоположным уровнем считается «сверх я». Человек, живущий в этой стадии, признает общественные порядки, нормы и законы, неукоснительно следует им.

За принятие решений в этой стадии отвечает человеческое эго. Оно ищет компромиссы, с помощью которых помогает уровню «оно» получить желаемое, не нарушая принципы уровня «сверх я». Если компромисс найти не удается, человек может заболеть психическими и нервными заболеваниями. 

Противниками теории З. Фрейда выступили психологи А. Адлер и К. Юнг. По мнению Адлера, человек самостоятельно вырабатывает свой путь к достижению цели, используя собственные качества личности и характера. Целостность человека ученый считал непоколебимой и не делил личность по чувствам и интересам.

Карл Юнг допускал либидо в качестве творческой энергии и утверждал, что оно вполне может способствовать развитию личности.

  • Феноменологическая. Суть теории в том, что поведение отдельно взятого человека можно понять лишь через его собственное восприятие действительности. То есть то, как человек видит мир в определенный момент, и определяет его поведение в каждом конкретном случае.

Человек самостоятельно занимается определением своего жизненного пути, он свободен в выборе, но одновременно несет полную ответственность за все, что происходит. Акцент теории делается на изначальную позитивность природы человека и его стремлений к самосовершенствованию. 

Приверженцем таких взглядов был американский психолог К. Роджерс, который считал людей разумными существами, имеющими потребность в гармонии и саморазвитии.

  • Диспозициональная. Основоположники теории (Г. Олпорт, Г. Айзенк) утверждают, что в любых ситуациях и событиях человек склонен к постоянности действий, чувств, мыслей.  Понять личность человека можно, только зная отдельные черты ее характера, считают ученые.
  • Поведенческая.Теория, считающая основой развития личности жизненный опыт, рефлексы, навыки в социальной сфере. В этой теории известны два направления, приверженцами которых являются соответственно Дж. Уотсон – Б. Скиннер и А. Бандура – Дж. Роттер. Первые считают, что поведение полностью зависит от внешних обстоятельств, а вторые – от внутренних целей и ожиданий.
  • Когнитивная. Автором когнитивной теории является психолог Дж. Келли (США). По его мнению, человек является исследователем, который старается понять и предсказать происходящие события с помощью конструктов (неких универсальных моделей, придуманных для интерпретации мира). Он считал, что каждый человек обладает уникальным набором конструктов и отношения могут возникнуть только между людьми со схожими наборами.

Эти теории созданы, чтобы найти ответы на вопросы, связанные с интерпретацией понятия «личность». Каждое направление имеет собственные выводы и раскрывает свои основы личностного восприятия.

photo-1504593811423-6dd665756598.jpg

Определение понятия

split-1.jpg

Так как феномен личности предмет изучения не только психологии, но и других гуманитарных наук однозначного определения у термина нет. Для наилучшего понимания, что же собой представляет личность, ниже будут приведены три основных определения.

Личность – набор индивидуальных качеств человека (мышление, воля и так далее), определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях.

Другими словами психологическое отличие одного индивида от другого характеризуют его личность.

Личность можно определить в качестве субъекта социума с набором ролей (социальных и личностных), определенными привычками и опытом.

Под этим термином также понимают человека полностью ответственного за все аспекты своей жизни.

Коммуникативные и предметно-деятельностные способности

Коммуникативные способности отвечают за умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Они позволяют находить общий язык, делать межличностные оценки.

Предметно-деятельностные способности отвечают за взаимодействие индивида с неодушевленными предметами.

Все способности взаимодополняющие и оказывают влияние друг на друга. Гармоничное развитие человека не возможно без сочетания всех перечисленных групп способностей.

Черты личности

Черты личности в целом определяют характер человека, его манеру поведения и индивидуальные качества. Выделяют следующие черты и их значение:

  • коммуникативные: взаимодействие человека с окружающими,
  • деловые: отношение к труду и иной деятельности,
  • волевые: способность проявлять настойчивость, быть целеустремленным,
  • мотивационные: побуждающие к совершению действий,
  • инструментальные: придающие индивидуальный стиль.

Читайте еще:   Что такое предназначение и как его найти

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий