Содержание
Что такое главное слово в словосочетании
Словосочетания состоят из главных слов и зависимых. Главное слово в словосочетании бывает следующего типа:
- Глагольное.Например: открыть дверь, скрыть правду, поймать рыбу.
- Именное.
- Субстантивное (когда главное слово — существительное). Например: красота природная, стол деревянный, поход в горах.
- Адъективное (когда главное слово — прилагательное). Например: красивая девушка, злой профессор, зеленая елка.
- Количественное (когда главное слово — числительное). Например: три дерева, первый герой.
- Местоименное (главное слово — местоимение). Например: где-то в лесу, некто новый.
- Наречное (главное слово — наречие). Например: особо необходимо, вдалеке от города.
Главное слово в словосочетании
↑ Типы словосочетаний
Словосочетания подразделяются: по составу, по опорному слову, по типу связи, по смысловым отношениям. По структуре:
- простые
- сложные
- синтаксически неразложимые
По опорному слову:
- именные
- глагольные
- наречные
↑ Простые, сложные, синтаксически неразложимые словосочетания
В книге «Орфография» Дмитрий Быков описывает послереволюционную барахолку в Петрограде, где «то, что было духовным хлебом, менялось на хлеб как таковой» и где герой наблюдает отрадную картину:
Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста.
Выделим в этом предложении возможные словосочетания.
Сложные: рослый профессор исторического факультета; всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии; неуступчиво и грозно торговался; торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками и множеством фотографий среди текста; проложенными папиросной бумагой.
Простые: рослый профессор; опровергавших тезис; тезис о вырождении; о вырождении аристократии; неуступчиво торговался; грозно торговался; торговался за «Историю»; историю живописи; итальянской живописи; «Историю» с вклейками; красочными вклейками; фотографий среди текста; проложенными бумагой, папиросной бумагой.
Синтаксически неразложимые: профессор исторического факультета; из немногих последних дворян; опровергавших всею статью своей; «Историю» с множеством фотографий.
Таким образом, словосочетания из трех и более слов считаются простыми, если в них можно вычленить только два семантических компонента — однословное и синтаксически неразложимое. В таких словосочетаниях, как и в двусловных, можно задать один и только один вопрос.
↑ Свободные (делимые) и несвободные (неделимые, цельные) словосочетания
В зависимости от степени спаянности слов внутри словосочетания они делятся на свободные и несвободные или “делимые и неделимые”. В свободном словосочетании лексические значения слов, входящих в него, сохраняются.
Рассмотрим пример: “Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста”
Свободными являются такие словосочетания, как рослый профессор, тезис о вырождении, грозно торговался и др. В свободном словосочетании компоненты легко замещаются: известный профессор, любимый профессор, штатный профессор; тезис о гуманности, тезис об ответственности, тезис о зависимости; легко торговался, долго торговался, успешно торговался.
Свободным словосочетаниям противопоставлены словосочетания несвободные.
Несвободные словосочетания отличаются от свободных тем, что в них опорное слово не может быть отдельным членом предложения, то есть оно синтаксически несвободно. Несвободные словосочетания называют цельными словосочетаниями.
Несвободными (неделимыми, цельными) словосочетаниями являются:1) Словосочетания с главным словами, обозначающими определенное или неопределенное количество Примеры:два орла, много карасей, несколько товарищей, множество бумаг, сотни дел, меньшинство посетителей, две тетради, три грузовика, четверо мужчин, одиннадцать тарелок, около ста квартир; несколько человек, большинство студентов, часть книг, много туристов; два килограмма яблок, пять метров сатина, три литра бензина; бутылка молока, коробка конфет, пачка сигарет, мешок картошки; куча стружек, груда камней, охапка васильков, вязанка дров, пучок укропа.2) Словосочетания, в составе которого есть предлог ИЗ со значением «избирательность». (сочетания числительного (местоимения) + предлога ИЗ+существительного (местоимения))Примеры: один из учеников, любой из нас, двое из класса, кто-нибудь из присутствующих.3) Словосочетания с предлогом С со значением «совместности»сущ.(мест)+предлог С+ сущ.(мест)Примеры: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой4) Существительные (глаза, рот, лицо, рост…) с прилагательными.Примеры: небольшого роста, с голубыми глазами, с острым носом.5) Составные сказуемые.Примеры:расстроенным, работать токарем.6) Неопределенно-признаковые словосочетания.Примеры: что-то тяжелое, что-то мягкое, нечто необъяснимое, кто-то в черном, кто-то с пилой, где-то в поле, откуда-то сверху, кому-то на голову 7) Словосочетания, главное слово которых обозначает какой- либо неотъемлемый признак конкретизируемого предмета или действия: Примеры:девушка с печальными глазами; река с крутыми берегами; котенок с белыми лапками; обувь большого размера; говорить громким голосом;плакать горючими слезами; ехать с большой скоростью; отказаться по непонятной причин8) Метафоры с опорным словом существительным,Примеры: лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, ежик волос, волны негодования.9) Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные человек, люди, мужчина, женщина, вещь, дело, занятие, вопрос, место, время и др. Эти существительные не могут самостоятельно (без распространителя) выполнять в предложении синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения, так как в их содержании (весьма отвлеченном) отсутствует характеризующая предмет или действие информация.Примеры:Иван Петрович — человек серьезный,Актеры — люди интересные: Ему, человеку опытному, все стало понятно’, У Анны Сергеевны, женщины доброй, врагов не было; Скрипка — вещь дели- катная: Сторожить колхозную свеклу — дело нехитрое: Торговать укропом и петрушкой — занятие не для Маши; Наш сад — место особое.10)Фразеологизмы.Такие словосочетания воспроизводятся в речи как готовые речевые единицы: как зеницу ока, вешать нос, откуда ни возьмись. Как правило, эти словосочетания адекватны одному слову. Фразеологически несвободные словосочетания изучает фразеология. Словосочетания, сохраняющие лексическую несамостоятельность компонентов в любом контексте, называются фразеологически несвободными.
↑ Именные, адъективные, глагольные, наречные словосочетания
Способность словосочетания к распространению, т.е. к сочетанию с другими словами, обусловлена принадлежностью главного слова к той или иной части речи. В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний:
1. Именные словосочетания, которые, в свою очередь, делятся на:
а) субстантивные словосочетания — с именем существительным в роли главного слова.
Примеры:водяной смерч, вторая глава, потерянное время, звук выстрела, акт вандализма, депутат от региона, события в Манеже, встреча наедине, яйцо всмятку, стремление оправдать, намерение исчезнуть.
Как показывают примеры, существительное может распространяться и существительным, и наречием, и инфинитивом, но наиболее характерна для существительных сочетаемость с согласуемыми словами, среди которых на первом месте прилагательные, поэтому основной схемой субстантивных словосочетаний является схема «прилагательное + существительное»;
б) адъективные словосочетания — с именем прилагательным в роли главного слова:
Примеры:доступный гражданам, доступный для понимания, далекий от реальности, гордый победой, способный разместить, похожий на нас, крайне неаккуратный, давно известный.
Адъективные словосочетания являются продуктивными конструкциями в современном русском языке. Многие из них повторяют схемы соответствующих глагольных словосочетаний: седеть от времени — седой от времени, зеленеть по весне — зеленый по весне;
в)словосочетания с именем числительным в роли главного слова.
Примеры:Такие словосочетания в составе предложения обычно выполняют функцию одного члена предложения;
г) словосочетания с местоимением в роли главного слова.
Примеры:каждый из присутствующих, нечто главное, что-то случайное.
В качестве главного слова, как правило, выступают неопределенные и определительные местоимения типа: кто-то, кое-кто, что-нибудь, некто, нечто, каждый, любой, иной и др. Остальные местоимения в роли главного слова встречаются редко, так как местоимения достаточно абстрактны.
2. Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как глагол в большей степени, чем другие части речи, обладает способностью к распространению. Различаются следующие глагольные словосочетания:
а) с зависимым именем существительным или местоимением.
Примеры: указывать путь, указывать на недостатки, пресекать игру, броситься к стене, беречь себя, говорить о нас, говорить нам, устроить для других;
б) с зависимым инфинитивом.
Примеры:попросить спеть,зайти попрощаться, отказаться говорить, заставить молчать;
в) с зависимым деепричастием:
Примеры: идти пританцовывая, слушать улыбаясь, сидеть откинувшись;
г) с зависимым наречием.
Примеры: наблюдать повсеместно, кинуться сразмаху, увеличиться вдвое, действовать самостоятельно, привозить чаще.
К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с глагольными формами — причастиями и деепричастиями — в роли главных слов. У таких словосочетаний можно выделить две начальные формы: ходить по улицам — ходивший по улицам, построить дом — построенный дом; рассматривать картины — рассматривая картины, опустить удочку — опустив удочку.
3. Наречные (адвербиальные) словосочетания:
а) с наречием в роли главного слова.
Примеры:очень далеко,откуда-то сверху, откуда-то из темноты, весьма непросто (объяснялся), недалеко от города;
б) с категорией состояния в роли главного слова.
Примеры:холодно на улице, трудно с детьми, хорошо в лесу, мне жаль, слишком больно.
Согласование
Согласование в русском языке представляет собой такие типы, при которых со стороны основных слов диктуется род слов, числа, падежи. В связи с этим, слово которое зависит, стоит в таком же роде и числе, как и основное.
При согласовании, основные слова, как правило, выражаются:
- прилагательными (занимательные книги, красивые люди, темные ночи, веселые улыбки);
- притяжательными местоимениями (кроме них, красивее его, мои здания, твои мысли);
- причастиями (проверенная контрольная, расстроенная гитара, сведенная таблица);
- порядковыми числительными (вторую ручку, две тетради, четверо друзей).
Согласование в словосочетании
[stop]Важно! В словосочетаниях с порядковыми числительными, слово «оба» является согласованным в числах и родах: обоих детей, обеих девушек.[/stop]
↑ Что не является словосочетанием
Для примера рассмотрим предложение из романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого: Вернувшись с Кити с вод и пригласив к себе к кофе и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку, князь велел вынести стол и кресла в садик, под каштан, и там накрыть завтрак. В этом предложении не являются словосочетаниями:1) сочинительная связь (однородные члены): и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку; стол и кресла; вынести и накрыть;вернувшись и пригласив;2) предикативная связь (грамматическая основа): князь велел;3) полупредикативная связь (обособленные второстепенные члены): велел вернувшись; велел пригласив; вынести под каштан.Являются словосочетаниями (подчинительная связь): вернувшись (с кем?) с Кити; вернувшись (откуда?) с вод; пригласив (куда? к кому?) к себе; пригласив (с какой целью?) к кофе; пригласив (кого?) полковника; пригласив (кого?) Марью Евгеньевну; пригласив (кого?) Вареньку; велел (что?) вынести; велел (что?) накрыть; вынести (что?) стол; вынести (что?) кресла; вынести (куда?) в садик; накрыть (что?) завтрак; накрыть (где?) там.
Предложение и словосочетание – как их отличить?
Отличие словосочетания от слова не нуждается в пояснении. На него указывает само название термина. А чем отличается словосочетание от предложения? Прежде всего оно представляет собой соединение слова и словоформы, реализацию обязательных и типично-факультативных его валентностей. В “Русской грамматике-80” словосочетание понимается как семантико-грамматическая модель распространения слова.
Предложение же – это чрезвычайно сложная и многоаспектная единица. За каждым из них стоят 3 образца: формальный, семантический и коммуникативный (прагматический). Основным грамматическим значением предложения является предикативность, которая дает возможность соотнести информацию о внеязыковой действительности (факт сообщения) с той речевой ситуацией, в которой порождается высказывание (с актом сообщения). Вот чем отличается словосочетание от предложения, говоря кратко.
В синтаксисе изучаются только свободные словосочетания, то есть такие, в которых полностью сохраняются самостоятельные лексические значения входящих в него слов. Если они утрачены, мы имеем дело с фразеологизмами, которые уже не являются предметом изучения грамматики.
Словосочетания строятся по определенной исторически сложившейся в языке модели, то есть воспроизводятся в речи. Они имеют систему форм изменения, парадигму, которая полностью совпадает с парадигмой главного слова (вот еще одно отличие словосочетания от предложения).
В их состав могут входить не только два компонента: главный и зависимый (простое словосочетание). В высказывании по смыслу и грамматически могут объединяться несколько компонентов (больше двух), между которыми наблюдаются разные виды синтаксической зависимости.