Чем фразеологизмы отличаются от свободных словосочетаний

Что такое главное слово в словосочетании

Словосочетания состоят из главных слов и зависимых. Главное слово в словосочетании бывает следующего типа:

  1. Глагольное.Например: открыть дверь, скрыть правду, поймать рыбу.
  2. Именное.
  3. Субстантивное (когда главное слово — существительное). Например: красота природная, стол деревянный, поход в горах.
  4. Адъективное (когда главное слово — прилагательное). Например: красивая девушка, злой профессор, зеленая елка.
  5. Количественное (когда главное слово — числительное). Например: три дерева, первый герой.
  6. Местоименное (главное слово — местоимение). Например: где-то в лесу, некто новый.
  7. Наречное (главное слово — наречие). Например: особо необходимо, вдалеке от города.

slide_2-1.jpgГлавное слово в словосочетании

↑ Типы словосочетаний

Словосочетания подразделяются: по составу, по опорному слову, по типу связи, по смысловым отношениям. По структуре:

  • простые
  • сложные 
  • синтаксически неразложимые 

По опорному слову: 

  • именные 
  • глагольные 
  • наречные 

↑ Простые, сложные, синтаксически неразложимые словосочетания

В книге «Орфография» Дмитрий Быков описывает послереволюционную барахолку в Петрограде, где «то, что было духовным хлебом, менялось на хлеб как таковой» и где герой наблюдает отрадную картину: 

Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста. 

Выделим в этом предложении возможные словосочетания. 

Сложные: рослый профессор исторического факультета; всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии; неуступчиво и грозно торговался; торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками и множеством фотографий среди текста; проложенными папиросной бумагой. 

Простые: рослый профессор; опровергавших тезис; тезис о вырождении; о вырождении аристократии; неуступчиво торговался; грозно торговался; торговался за «Историю»; историю живописи; итальянской живописи; «Историю» с вклейками; красочными вклейками; фотографий среди текста; проложенными бумагой, папиросной бумагой. 

Синтаксически неразложимые: профессор исторического факультета; из немногих последних дворян; опровергавших всею статью своей; «Историю» с множеством фотографий. 

Таким образом, словосочетания из трех и более слов считаются простыми, если в них можно вычленить только два семантических компонента — однословное и синтаксически неразложимое. В таких словосочетаниях, как и в двусловных, можно задать один и только один вопрос. 

↑ Свободные (делимые) и несвободные (неделимые, цельные) словосочетания

В зависимости от степени спаянности слов внутри словосочетания они делятся на свободные и несвободные или “делимые и неделимые”. В свободном словосочетании лексические значения слов, входящих в него, сохраняются.

Рассмотрим пример: “Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста” 

Свободными являются такие словосочетания, как рослый профессор, тезис о вырождении, грозно торговался и др. В свободном словосочетании компоненты легко замещаются: известный профессор, любимый профессор, штатный профессор; тезис о гуманности, тезис об ответственности, тезис о зависимости; легко торговался, долго торговался, успешно торговался.

Свободным словосочетаниям противопоставлены словосочетания несвободные.

Несвободные словосочетания отличаются от свободных тем, что в них опорное слово не может быть отдельным членом предложения, то есть оно синтаксически несвободно. Несвободные словосочетания называют цельными словосочетаниями.

Несвободными (неделимыми, цельными) словосочетаниями являются:1) Словосочетания с главным словами, обозначающими определенное или неопределенное количество Примеры:два орла, много карасей, несколько товарищей, множество бумаг, сотни дел, меньшинство посетителей, две тетради, три грузовика, четверо мужчин, одиннадцать тарелок, около ста квартир; несколько человек, большинство студентов, часть книг, много туристов; два килограмма яблок, пять метров сатина, три литра бензина; бутылка молока, коробка конфет, пачка сигарет, мешок картошки; куча стружек, груда камней, охапка васильков, вязанка дров, пучок укропа.2) Словосочетания, в составе которого есть предлог ИЗ со значением «избирательность». (сочетания числительного (местоимения) + предлога ИЗ+существительного  (местоимения))Примеры: один из учеников, любой из нас, двое из класса, кто-нибудь из присутствующих.3) Словосочетания с предлогом С со значением «совместности»сущ.(мест)+предлог С+ сущ.(мест)Примеры: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой4) Существительные (глаза, рот, лицо, рост…) с прилагательными.Примеры: небольшого роста, с голубыми глазами, с острым носом.5) Составные сказуемые.Примеры:расстроенным, работать токарем.6) Неопределенно-признаковые словосочетания.Примеры: что-то тяжелое, что-то мягкое, нечто необъяснимое, кто-то в черном, кто-то с пилой, где-то в поле, откуда-то сверху, кому-то на голову 7) Словосочетания, главное слово которых обозначает какой- либо неотъемлемый признак конкретизируемого предмета или действия: Примеры:девушка с печальными глазами; река с крутыми берегами; котенок с белыми лапками; обувь большого размера; говорить громким голосом;плакать горючими слезами; ехать с большой скоростью; отказаться по непонятной причин8) Метафоры с опорным словом существительным,Примеры: лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, ежик волос, волны негодования.9) Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные человек, люди, мужчина, женщина, вещь, дело, занятие, вопрос, место, время и др. Эти существительные не могут самостоятельно (без распространителя) выполнять в предложении синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения, так как в их содержании (весьма отвлеченном) отсутствует характеризующая предмет или действие информация.Примеры:Иван Петрович человек серьезный,Актеры люди интересные: Ему, человеку опытному, все стало понятно’, У Анны Сергеевны, женщины доброй, врагов не было; Скрипка вещь дели- катная: Сторожить колхозную свеклу — дело нехитрое: Торговать укропом и петрушкой занятие не для Маши; Наш сад место  особое.10)Фразеологизмы.Такие словосочетания воспроизводятся в речи как готовые речевые единицы: как зеницу ока, вешать нос, откуда ни возьмись. Как правило, эти словосочетания адекватны одному слову. Фразеологически несвободные словосочетания изучает фразеология. Словосочетания, сохраняющие лексическую несамостоятельность компонентов в любом контексте, называются фразеологически несвободными. 

↑ Именные, адъективные, глагольные, наречные словосочетания 

Способность словосочетания к распространению, т.е. к сочетанию с другими словами, обусловлена принадлежностью главного слова к той или иной части речи. В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний: 

1. Именные словосочетания, которые, в свою очередь, делятся на: 

а) субстантивные словосочетания — с именем существительным в роли главного слова.

Примеры:водяной смерч, вторая глава, потерянное время, звук выстрела, акт вандализма, депутат от региона, события в Манеже, встреча наедине, яйцо всмятку, стремление оправдать, намерение исчезнуть. 

Как показывают примеры, существительное может распространяться и существительным, и наречием, и инфинитивом, но наиболее характерна для существительных сочетаемость с согласуемыми словами, среди которых на первом месте прилагательные, поэтому основной схемой субстантивных словосочетаний является схема «прилагательное + существительное»; 

б) адъективные словосочетания — с именем прилагательным в роли главного слова:

Примеры:доступный гражданам, доступный для понимания, далекий от реальности, гордый победой, способный разместить, похожий на нас, крайне неаккуратный, давно известный. 

Адъективные словосочетания являются продуктивными конструкциями в современном русском языке. Многие из них повторяют схемы соответствующих глагольных словосочетаний: седеть от времени — седой от времени, зеленеть по весне — зеленый по весне; 

в)словосочетания с именем числительным в роли главного слова.

Примеры:Такие словосочетания в составе предложения обычно выполняют функцию одного члена предложения; 

г) словосочетания с местоимением в роли главного слова.

Примеры:каждый из присутствующих, нечто главное, что-то случайное. 

В качестве главного слова, как правило, выступают неопределенные и определительные местоимения типа: кто-то, кое-кто, что-нибудь, некто, нечто, каждый, любой, иной и др. Остальные местоимения в роли главного слова встречаются редко, так как местоимения достаточно абстрактны. 

2. Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как глагол в большей степени, чем другие части речи, обладает способностью к распространению. Различаются следующие глагольные словосочетания: 

а) с зависимым именем существительным или местоимением.

Примеры: указывать путь, указывать на недостатки, пресекать игру, броситься к стене, беречь себя, говорить о нас, говорить нам, устроить для других; 

б) с зависимым инфинитивом.

Примеры:попросить спеть,зайти попрощаться, отказаться говорить, заставить молчать; 

в) с зависимым деепричастием:

Примеры: идти пританцовывая, слушать улыбаясь, сидеть откинувшись; 

г) с зависимым наречием.

Примеры: наблюдать повсеместно, кинуться сразмаху, увеличиться вдвое, действовать самостоятельно, привозить чаще. 

К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с глагольными формами — причастиями и деепричастиями — в роли главных слов. У таких словосочетаний можно выделить две начальные формы: ходить по улицам — ходивший по улицам, построить дом — построенный дом; рассматривать картины — рассматривая картины, опустить удочку — опустив удочку. 

3. Наречные (адвербиальные) словосочетания: 

а) с наречием в роли главного слова.

Примеры:очень далеко,откуда-то сверху, откуда-то из темноты, весьма непросто (объяснялся), недалеко от города; 

б) с категорией состояния в роли главного слова.

Примеры:холодно на улице, трудно с детьми, хорошо в лесу, мне жаль, слишком больно. 

Согласование

Со­гла­со­ва­ние в русском языке представляет собой такие типы, при которых со стороны основных слов диктуется род слов, числа, падежи. В связи с этим, слово которое зависит, стоит в таком же роде и числе, как и основное.

При согласовании, основные слова, как правило, выражаются:

  • при­ла­га­тель­ными (за­ни­ма­тель­ные книги, красивые люди, темные ночи, веселые улыбки);
  • при­тя­жа­тель­ными ме­сто­име­ниями (кроме них, красивее его, мои здания, твои мысли);
  • при­ча­стиями (проверенная контрольная, расстроенная гитара, сведенная таблица);
  • по­ряд­ко­выми чис­ли­тель­ными (вторую ручку, две тетради, четверо друзей).

slide_3-2.jpgСогласование в словосочетании

[stop]Важно! В словосочетаниях с порядковыми числительными, слово «оба» является согласованным в числах и родах: обоих детей, обеих девушек.[/stop]

↑ Что не является словосочетанием

Для примера рассмотрим предложение из романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого: Вернувшись с Кити с вод и пригласив к себе к кофе и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку, князь велел вынести стол и кресла в садик, под каштан, и там накрыть завтрак. В этом предложении не являются словосочетаниями:1) сочинительная связь (однородные члены): и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку; стол и кресла; вынести и накрыть;вернувшись и пригласив;2) предикативная связь (грамматическая основа): князь велел;3) полупредикативная связь (обособленные второстепенные члены): велел вернувшись; велел пригласив; вынести под каштан.Являются словосочетаниями (подчинительная связь): вернувшись (с кем?) с Кити; вернувшись (откуда?) с вод; пригласив (куда? к кому?) к себе; пригласив (с какой целью?) к кофе; пригласив (кого?) полковника; пригласив (кого?) Марью Евгеньевну; пригласив (кого?) Вареньку; велел (что?) вынести; велел (что?) накрыть; вынести (что?) стол; вынести (что?) кресла; вынести (куда?) в садик; накрыть (что?) завтрак; накрыть (где?) там.

Предложение и словосочетание – как их отличить?

Отличие словосочетания от слова не нуждается в пояснении. На него указывает само название термина. А чем отличается словосочетание от предложения? Прежде всего оно представляет собой соединение слова и словоформы, реализацию обязательных и типично-факультативных его валентностей. В “Русской грамматике-80” словосочетание понимается как семантико-грамматическая модель распространения слова.

Предложение же – это чрезвычайно сложная и многоаспектная единица. За каждым из них стоят 3 образца: формальный, семантический и коммуникативный (прагматический). Основным грамматическим значением предложения является предикативность, которая дает возможность соотнести информацию о внеязыковой действительности (факт сообщения) с той речевой ситуацией, в которой порождается высказывание (с актом сообщения). Вот чем отличается словосочетание от предложения, говоря кратко.

595527.jpg

В синтаксисе изучаются только свободные словосочетания, то есть такие, в которых полностью сохраняются самостоятельные лексические значения входящих в него слов. Если они утрачены, мы имеем дело с фразеологизмами, которые уже не являются предметом изучения грамматики.

Словосочетания строятся по определенной исторически сложившейся в языке модели, то есть воспроизводятся в речи. Они имеют систему форм изменения, парадигму, которая полностью совпадает с парадигмой главного слова (вот еще одно отличие словосочетания от предложения).

В их состав могут входить не только два компонента: главный и зависимый (простое словосочетание). В высказывании по смыслу и грамматически могут объединяться несколько компонентов (больше двух), между которыми наблюдаются разные виды синтаксической зависимости.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий