Сочинение: Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Кульминация

Кульминация события происходит в тот момент, когда учительница уже затеяла эту опасную игру с благородными мотивами. В этом читатели невооружённым глазом понимают всю парадоксальность ситуации, так как Лидия Михайловна прекрасно понимала, что за такие отношения с учеником она может не только лишиться работы, но и получить уголовную ответственность. Ребёнок ещё до конца не осознавал всех возможных последствий такого поведения. Когда случилась беда, он стал глубже и серьёзнее относиться к поступку Лидии Михайловны.

Краткое содержание

Рассказ начинается с философских размышлений Распутина. Автор задается вопросом, почему все люди чувствуют себя виноватыми перед учителями, точно также, как и перед собственными родителями. Причем содержание повестиэто чувство вины появляется не в школьные годы, а уже после завершения учебы.

По окончании начальной школы главному герою пришлось переехать в районный центр для поступления в пятый класс. Это было в 1948 году.

Родственников в поселке у мальчика не было, поэтому мать договорилась с добрыми людьми, которые взяли ее сына на квартиру. Парень был из очень бедной семьи, рос без отца, а у матери на руках осталось еще двое маленьких детей.

Даже когда главный герой находился в родной деревне и постоянно был рядом с матерью, то недоедал. Вдали от дома жизнь стала еще более тяжелой. Тех продуктов, которые периодически передавала мама, катастрофически не хватало. В связи с этим мальчишка регулярно голодал, очень похудел и имел вид весьма болезненного ребенка.

Несмотря на жизненные трудности, учеба ему давалась легко. Юноша успешно справлялся со всеми заданиями по самым сложным предметам учебной программы. Единственное, что никак не поддавалось главному герою — это французский язык. В момент, когда мальчик произносил иностранные слова, молодая учительница сильно морщила лоб.

Это интересно! Александр Грин — Алые паруса: краткое содержание рассказа по главам

Лидия Михайловна была крайне недовольна таким учеником и всякий раз закрывала глаза, когда парень безуспешно пытался выговорить задание на французском языке. Хотя в родной деревне все местные жители считали его грамотным мальчишкой, который отличался от своих сверстников незаурядным умом и смекалкой.

Парень страдал от малокровия, поэтому мать каждый месяц высылала ему 5 рублей на покупку молока. Однажды герой познакомился с местным мальчиком из седьмого класса по имени Вадик. Мальчишка был Читаем кратчайшее содержание повести Уроки французскогоместным заводилой, пользовался авторитетом среди дворовых ребят, любимым занятием которых была игра в «чику».

Парнишка быстро освоил это развлечение, приловчился к игровой технике и ежедневно выигрывал по 1 рублю.

Ставки делал из денег, которые ему высылала мама на молоко. Мальчишка не поддавался азарту и как только получал желаемый рубль, сразу же уходил.

Это не понравилось Вадику, который заподозрил, что главный герой рассказа не дает другим ребятам отыграться. Вадик организовал драку, в ходе которой мальчика сильно избили. На следующий день он пришел в школу с разбитым лицом, а первым уроком был французский.

Учительница увидела избитое лицо главного героя и начала задавать вопросы, что именно с ним случилось, но тот не признавался. Какой-то одноклассник с последней парты выкрикнул, что тот играет на деньги и получил за то, что слишком часто выигрывает.

К тому времени с деньгами в семье стало совсем плохо. Мать перестала высылать прежние 5 рублей. Положение мальчика ухудшалось, голод снова стал его спутником. Чтобы не умереть от истощения, он вернулся к игре в «чику», но только теперь старался выигрывать маленькие суммы. Так продолжалось несколько дней, но как только выигрыш составил 1 рубль местные ребята его опять избили.

Это интересно! Фонвизин – Недоросль: краткое содержание пьесы по действиям

Учительнице стало жалко парня, и молодая девушка назначила мальчику дополнительные уроки на дому. Вечерами Лидия Михайловна занималась с главным героем уроками французского языка и под любым предлогом предлагала поужинать, но тот не соглашался, чувствовал себя неловко и сразу же убегал прочь, как только в отношении него проявлялась такого рода забота.

Однажды в школу к главному герою рассказа пришел почтальон и вручил посылку, якобы из из деревни от мамы. Внутри ящика были аккуратно сложены сахар, плитка гематогена и упаковка с макаронами. Смекалистый мальчуган сразу же понял, что это отправила учительница, так как в их деревне такие продукты достать было невозможно, а в магазин такая еда никогда не завозилась. После этого парень отнес посылку учительнице.

Характеристика повести

Несмотря на это Лидия Михайловна продолжала заниматься с мальчиком вечерними уроками французского, что начало давать первые положительные результаты. Ученик постепенно осваивал неподдающийся предмет, а произношение становилось все более чистым.

Вскоре учительница нашла к нему подход, у них с мальчиком выстроились доверительные отношения. Чтобы хоть как-то помочь своему ученику с деньгами и избавить от постоянного голодания, девушка поделилась с ним небольшим секретом.

Это интересно! Михаил Шолохов Судьба человека: читаем краткое содержание по главам

Учительница французского рассказала, что в детстве точно также играла на деньги, но только ее игра называлась «замеряшки». Девушка научила новой игре главного героя, который сразу же начал выигрывать и получал за это деньги.

Сначала мальчику было неловко брать деньги у собственной учительницы французского, но все же внутренний голос убеждал, что это абсолютно честный выигрыш. Однажды в дом вошел директор школы, который застал учительницу и ученика за азартной игрой.

Читаем кратчайшее содержание повести Уроки французскогоСпустя 3 дня главный герой увидел, как Лидия Михайловна собирается уезжать.

Мальчишка подошел к ней, чтобы попрощаться, так как чувствовал себя виноватым в произошедшем, но учительница сказала, что ей нужно возвращаться домой на родную Кубань, а ему не стоит себя ни в чем винить.

Приказала не ленится и заниматься учебой. Больше главный герой с учительницей никогда не встречался.

Только во время зимних каникул ему пришла посылка, в которой находилась пачка макарон и три больших красных яблока. Ранее эти фрукты мальчик видел лишь на картинках. Мальчуган сразу же понял, что эта посылка от учительницы французского языка, которая желала ему лишь добра и по-своему заботилась.

О чем этот рассказ. Валентин Распутин попытался донести до читателя следующее смысловое содержание произведения:

  • раскрывается тема отношений между педагогом и учеником, когда учитель пытается создать ребенку комфортные условия для учебного процесса, спасая от голодной смерти;
  • несмотря на отказ мальчика принять помощь, учительница все же находит к нему подход через увлечение играми на деньги;
  • в непростое послевоенное время девушка жертвует своим благосостоянием и работой ради спасения голодного мальчика.

Это интересно! Александр Куприн – Гранатовый браслет: читаем краткое содержание

Полезное видео

Сюжет и композиция

Анализ рассказа «Уроки французского» Распутина невозможно представить без рассмотрения сюжета и композиции. Мальчик рассказывает, что в 48 году он пошел в пятый класс, а точнее поехал. У них в деревне была только начальная школа, поэтому для того, чтобы обучаться в лучшем месте, ему приходилось рано собираться и ехать за 50 км в райцентр. Таким образом мальчик оказывается вырванным из семейного гнезда и привычного для него окружения. При этом к нему приходит осознание, что он является надеждой не только своих родителей, но и всей деревни. Чтобы не подвести всех этих людей, ребёнок преодолевает тоску и холод, и старается максимально проявить свои способности.

Молодая учительница русского языка с особым пониманием относится к нему. Она начинает заниматься с ним дополнительно, чтобы таким образом покормить мальчика и немножко помочь ему. Она прекрасно понимала, что этот гордый ребёнок не сможет принять её помощь напрямую, так как она посторонний человек. Идея с посылкой была провальной, так как она накупила городских продуктов, что сразу же ее выдало. Но она нашла другую возможность и предложила мальчику играть с ней на деньги.

История создания

Анализ «Уроков французского» начнем со слов Валентина Распутина. Однажды в 1974 году в интервью иркутской газете под названием «Советская молодежь» он сказал, что, по его мнению, писателем человека может сделать только его детство. В это время он должен увидеть или почувствовать что-то такое, что позволит ему в более взрослом возрасте взяться за перо. И при этом он говорил, что образование, жизненный опыт, книги тоже могут укреплять такой талант, но зародиться он должен в детстве. В 1973 году был опубликован рассказ «Уроки французского», анализ которого мы будем рассматривать.

Позже писатель говорил, что ему не надо было долго искать прототипов для своего рассказа, так как он был знаком с людьми, о которых хотел рассказать. Распутин поведал, что он просто хочет вернуть то добро, которое для него когда-то сделали другие.

История рассказывает об Анастасии Копыловой, которая была матерью друга Распутина драматурга Александра Вампилова. Надо отметить, что автор сам выделяет это произведение как одно из лучших и любимых. Оно было написано благодаря детским воспоминаниям Валентина. Он говорил, что это одно из тех воспоминаний, которое греет душу, даже когда мимолетом вспоминаешь о них. Напомним, что рассказ полностью автобиографический.

Однажды в интервью с корреспондентом журнала «Литература в школе» автор рассказывал о том, как в гости заходила Лидия Михайловна. Кстати, в произведении она названа своим настоящим именем. Валентин сказал об их посиделках, когда они пили чай и долго-долго вспоминали школу и их поселок очень старый. Тогда это было самое счастливое время для всех.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий