Презентация – Предложения с прямой речью

 Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Схема 1

“П”, – а.”П!” – а.

“П?” – а.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Схема 2

А: “П”.А: “П!”

А: “П?”

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

“П, – а, – п”.

“П, – а. – П”.

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

А: “П” – а.

А: “П!” – а.

А: “П?” – а.

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.

“П, – а, – п. П”.

“П, – а. – П”.

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например:Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная часть Придаточная часть

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью. Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!»
Предложение с косвенной речью. Диктор сообщил, чтозавтра ожидается похолодание.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд.

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг.

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

Цель высказывания в косвенной речи Способ присоединения косвенной речи
Повествовательное предложение ЧТО, БУДТО
Вопросительное предложение Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
Побудительное предложение ЧТОБЫ

Знаки препинания и прямая речь

Прямая речь в этом отношении отличается сложной комбинацией выделяющих и отделяющих знаков препинания, выполняя функцию передачи чужого высказывания. Особую роль здесь играет двоеточие.

Рассмотрим несколько вариантов изложения прямой речи с правильной расстановкой знаков препинания. При письменном отображении прямой речи используются следующие знаки препинания:

  • двоеточие;
  • точка;
  • запятая;
  • тире;
  • вопросительный знак;
  • восклицательный знак;
  • кавычки.

Прямая речь после слов автора

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Сама прямая речь заключается в кавычки, если идет в строку.

Он кинулся к нему с вопросом: «Зачем ты пришел? Что тебе здесь нужно?».

Посреди многолюдной улицы он демонстративно толкнул его плечом и сказал: «Парень, я тебя где-то видел».

Однако двоеточие не ставится, если прямая речь заключается между двумя предложениями, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь.

Он быстро написал несколько строчек на листке бумаги  и вручил его мне.

— Зайдете к профессору Сергееву и  поговорите с ним на эту тему, — произнес он командирским голосом.

Прямая речь перед авторскими словами

1 Когда прямая речь приводится внутри повествовательного текста, то она заключается в кавычки, а перед авторскими словами ставится запятая и тире.

«Сейчас, Антон, сейчас», — растроганно отвечает Галина Федоровна.

2 Если речь идет о диалоге, то прямая речь выделяется тире с одной стороны и запятой с тире — с другой.

Сейчас, Антон, сейчас, — растроганно отвечает Галина Федоровна.

Подробнее об этом читайте ниже в разделе «Знаки препинания при диалоге»

3 Когда после прямой речи идет авторская ремарка, которая начинается словами:

  • «так рассказывают»,
  • «так говорит»,
  • «так следует»,
  • «вот как видится»,

то после кавычек ставится только тире.

«Они честно сложили свои головы» — так говорят о погибших на войне.

То же правило действует в случае присоединительной конструкции в конце предложения.

«Каждый сверчок знай свой шесток» — этому правилу следуют слабые люди.

Прямая речь внутри авторских слов

1 Когда прямая речь стоит внутри авторских слов, перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (факультативно). Обычно, если в конце прямой речи есть вопросительный или восклицательный знаки, то ставится тире. В иных случаях — запятая.

Галина ласково предупредила мужа: «Смотри, недолго там ходи», и ушла опять на кухню возиться с обедом.

Он долго бродил по городу, прежде чем решиться спросить: «Где здесь можно поесть дешево?" — но никто не знал.

2 Между двумя репликами разных лиц, находящихся внутри авторского текста, ставятся запятая и тире.

Иван часто говорил: «Не мешало бы прогуляться», — «Да, прогуляйся, проветри мозги», — отвечала Антонина.

3 Авторы любят использовать отдельные подлинные выражения своих героев в повествовательном тексте. В таких случаях двоеточие не ставится.

С криком «Убью, паразит!» мужик бросился на соседа.

Громкое «Да здравствует революция!» неслось по улицам.

Важно! И опять все не так просто. Когда перед подлинным выражением стоят слова «предложение», «надпись», «мысль» и так далее, то в таких случаях двоеточие все же ставится.

Он  остановился перед небрежно написанной вывеской: «Скобяные и прочие хозяйственные товары».

Куравин вечно носился с мыслью: «А как бы чего поесть».

Авторские слова внутри прямой речи

В предложениях, где слова автора стоят внутри прямой речи, наблюдается особенно большое разнообразие знаков препинания и нюансов в их применении:

1 Кавычки ставятся только в начале и конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами.

«Сколько стоит номер в этой гостинице? — неуверенно спросил Бобров, —  У меня туго с финансами».

2 Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно стоять двоеточие, то слова автора выделяются  с одной стороны тире, а с другой — запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.

«Будем стоять до последнего патрона: — доложил капитан, — нам бы день простоять да ночь продержаться. Другого не дано».

Если слова автора переместить, то получится:

Капитан доложил: «Будем стоять до последнего патрона: нам бы день простоять да ночь продержаться. Другого не дано».

3 При наличии двух глаголов со значением высказывания внутри авторского текста, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие, при этом вторая часть прямой речи пишется с большой буквы.

«Ты где был? — строго спросил отец, потом как-то осел голосом и уже почти страдальчески добавил: Как я ни бился, ничего путного из тебя не вышло».

«Ну ты собирай на стол, а я пройдусь немного, — мягко сказал Бойчук, надел пальто, взял палку и, уже открывая входную дверь, сообщил: Буду через час».

Абзацы при прямой речи

Прямая речь может идти в строку (это называется в подбор)  или оформляться абзацем.

Первое чаще применялось писателями прошлого.  В современной литературе написание прямой речи в строку применяется лишь в случае короткой, небольшой фразы или  когда излагается внутренний монолог персонажа.

«Он шел и горячечно думал: «Сейчас я его найду, и пусть попробует мне не ответить откровенно. Если начнет юлить, то я его уничтожу без всякого сожаления. Пусть неповадно будет другим измываться над слабым человеком».

Абзацы при прямой речи придают повествованию более быстрый темп, большую экспрессию, большую занимательность, прерывают нудное, долгое повествование.

В  случае абзаца после слов автора ставится двоеточие, а перед прямой речью — тире.

Саша проговорила еле слышным шепотом:

Мне нехорошо. Очень.

Абзацы широко применяются при активном диалоге.

Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль.
  • Друзья побывали в театре.Очень уж понравился им этот спектакль!

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

2 ответа 2

Текущие По дате публикации Голоса2

Согласно правилу:

Если прямая речь находится внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая, тире или запятая и тире (по условиям контекста):

См. § 50, Прямая речь внутри авторских слов link text

Из примеров по ссылке:

Приехав на дачу в большой компании… брат вдруг говорил: «Мишка, пойдём на биллиард», и они, запершись, играли по три часа на биллиарде (Сим.) – запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении

Улучшить ответ1

Наткнулся у А.Солженицына на такую фразу

Соженицин вообще часто отступал от действующей орфографии (и пунктуации) по разным причинам. Но здесь все правильно. Тире ставится, когда вторая часть фразы продолжает первую. Здесь же фраза разбивается на две, представляя собой сложносочиненное предложение.

§ 136. Если прямая речь оказывается внутри слов автора, то она заключается в кавычки, а перед ней ставится двоеточие; прямая речь начинается с прописной буквы. После прямой речи знаки препинания расставляются следующим образом: … а) запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты; … б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» — и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.); …http://orthographia.ru/punctuatio.php?sid=137

ЗЫ Лопатин, конечно, но по сути все правильно, хотя формулировка оставляет желать. Но что-то похожее есть и у Розенталя, просто не в состоянии сейчас искать.

Улучшить ответ12

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий