Пора и честь знать.

Смысл пословицы

Пора заканчивать что-либо, уходить

Выражение в словарях

Пора (или надо) и честь знать (разг.) — хватит, пора кончать (делать что-нибудь). Погостили, пора и честь знать. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова, “Честь”)

Надо или пора честь знать (разг. фам.) — достаточно, пора перестать, окончить что-нибудь. «Погоревали – и будет, надо и честь знать!» Чехов. (Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова, “Честь”)

«Долг и честь» в романе «Капитанская дочка»

Александр Сергеевич Пушкинвсю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны.

Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно — повесть “Капитанская дочка”. Это произведение было написано в 1833–1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.

Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.

Главное действующее лицо повести — он же мемуарист-рассказчик ‑ Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера.

Петруша — молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который “не был врагом бутылки” и “любил хлебнуть лишнего”. Отец его — Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, — рассматривал понятия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, “служить верно тому, кому присягнешь”.

Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице.

Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева.

Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм.

Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Шьабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он — эгоист.

Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он” с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.

Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни (“Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника”).

Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зрения офицеров гвардии, он “беглый казак”, вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга.

Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: “Долг платежом красен”. Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.

Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость — это проявление заботы о барине.

Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринева: он бросается в ноги Пугачеву, умоляя его не вешать Петрушу, а для порядка повесить его. В этом и заключается его долг: присмотр и сохранение ребенка барина.

Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, “енералов” Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу.

“Енералы”, по словам Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выражает полную покорность.

Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императрицы.

На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского народа, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.

Похожие пословицы и выражения

А знаешь ли, чем это пахнет.Аза не знать.Бесчестный человек готов на бесчестное дело.Бог его душу знает.Бог его знает.Бог знает кто.Бог знает куда.Бог знает что.Борода в честь, а усы и у кошки есть.Брата родного знаешь, а ума его не знаешь.Была бы честь предложена.Была бы честь приложена.В честь.Ваша честь.Вода все смоет, только бесчестья не может смыть.Выйти с честью.Выходить с честью.Гладкие-то есть, а рытые-то в честь (и наоборот).Горя не знать.Давать знать.Давать себя знать.Дать знать.Дать себя знать.Делает честь.Делать много чести.Делать честь.Дело чести.Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает.Душа душу знает.Душа меру знает.Если человека не знаешь, посмотри на его друга.За совесть да за честь – хоть голову снесть.За честь – хоть голову с плеч (хоть голову снесть).За честь (За стыд) голова гинет (погибает)!Знаем мы вас.Знай наших!Знай свое.Знай себе.Знать все ходы и выходы.Знать дорогу.Знать про себя.Знать свое депо.Знать свое место.Знать свою цену.Знать себе цену.Знать счет деньгам.Знать толк.Знать цену деньгам (копейке).Знать цену.Знать, где раки зимуют.Знать, его подменили, урода подкинули.Знаться с нечистым (нечистой силой).И горя не знать.И дурак знает.Из чести.Иметь честь.Имею честь быть (пребывать).Имею честь.Имя свое всяк знает, а в лицо себя никто не помнит.К чести.Как знаешь.Как знать.Кто делает, тот не хочет; кому делают, тот не знает (гроб).Кто его знает.Много чести.На безлюдье и сидни в честь.Надобно и честь знать.Не делает чести.Не знать веку.Не знать середины.Не знать счета деньгам.Не знать удержу.Не знать, куда глаза девать (деть).Не знать, куда себя девать (деть).Не могу знать.Не про твою (вашу и т.п.) Честь.Не честь (не хвала).Нет таких трав, чтоб знать чужой нрав.Один бог знает (ведает).Отдавать честь.Отдать честь.Пес (его) знает.По чести.Поели, попили, пора и честь знать.Поле чести.Попадать в честь.Попасть в честь.Пора и совесть знать.Провал тебя знает.С честью.Свет не знал (знавал).Сделать честь.Слишком много чести.Стыд та же смерть.Суд чести.Так и знай.То и знай.Удостаивать чести.Ус в честь, а борода и у козла есть.Хвала и честь.Чернильная знать.Черт его (их) знает.Черт знает где.Черт знает что такое.Черт знает что.Честь дороже жизни.Честь и место.Честь имею кланяться!Честь мундира.Честь окрыляет, бесчестье гнетет.Честь по чести.Честь ценят не по словам, а по делам.Честь честью.Шут его знает.

Пословицы отмеченные звёздочкой   содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

Смотрите все пословицы про человека  , много и мало  , Фразеологизмы  

✍ Примеры

Рейфилд Дональд (рожд. 1942 г.)

“Жизнь Антона Чехова” (перевод О. Макаровой):

“В Петербурге Евгения Яковлевна немного отвлеклась от тревог среди Мишиных домочадцев; однако 7 января Антон потребовал ее возвращения: «Позвольте мне напомнить Вам, что надо и честь знать, пора ехать в Москву. Во-первых, все мы соскучились по Вас, и, во-вторых, нам надо посоветоваться насчет Ялты».”.

Куприн Александр Иванович (1870 – 1938)

«Олеся», 1896 г.:

“Напился водицы, поговорил, да пора и честь знать.”

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

“Вишневый сад” (1903 г.), д. 1:

“Варя (Лопахину и Пищику). Что ж, господа? Третий час, пора и честь знать.”

“Скрипка Ротшильда” (1894 г.) — про умирающую старушку:

“Что ж? Пожила старушка. Пора и честь знать.”

“Рассказ неизвестного человека” (1893 г.) — о женщине, которую не приняли в доме любовника:

“Зажилась, пора и честь знать! — говорила она с восторгом. — Самой бы надо понимать…”

Мельников-Печерский Павел Иванович (1819 – 1883)

«В лесах», 1871 – 1874 г.:

“— Пора и честь знать, не век же гостить, — ответил Василий Борисыч.”

Темы цитат

Жизнь Люди Знаменитые

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий