Содержание
Основы правописания
Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.
Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.
Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.
Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.
В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.
Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.
Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.
Это интересно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова
Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:
- Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
- Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.
Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.
Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке
Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.
Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.
Зрительные диктанты по теме: «Написание слов с парными звонкими — глухими согласными в корне»
Диктант «Телефон».Один раз мы с Мишкой были в магазине. Там мы увидели игрушечный телефон. В большой деревянной коробке лежали два аппарата, две трубки и гибкий шнур. Две недели подряд мы с Мишкой не ели мороженого и пирожков.Мы деньги копили. Собрали сколько нужно и купили телефон. (46 слов) (По Н. Носову)Новая орфограмма:Правописание глухих и звонких согласных в корне в серединесловаПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Правописание слов с двойными согласными4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на концеслова5. Раздельное написание предлогов6. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях7. Большая буква в начале предложения8. Точка в конце предложенияСловарные слова: магазин, телефон. Диктант «Каток».Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой.К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)Новая орфограмма:Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине словаПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв жи, ши4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова5. Раздельное написание предлогов6. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях7. Большая буква в начале предложения8. Точка в конце предложенияСловарные слова: каток, коньки, фонарь, хоккей. Диктант «Лесные красавицы».Красавицей русских лесов называют берёзу. Она всегда вызывает восхищение и радость.Каждый год берёзки засевают большие просторы миллионами своих мелких семян-орешков.Молодые берёзки напоминают травку. У них всего два-три мелких, нежных листочка. Но из этих травинок вырастут стройные деревья.(45 слов) (По С. Ивченко)Новая орфограмма:Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине словаПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ,щн4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова5. Раздельное написание предлогов6. Разделительный мягкий знак .7. Правописание слов с двойными согласными8. Большая буква в начале предложения9. Точка в конце предложенияСловарные слова: берёза, миллион. Диктант «Зелёная стража».Лес задерживает влагу. Снег в лесах тает медленно. Талая вода спокойно просачивается в глубину почвы. Потом лес медленно и равномерно отдает эту влагу ближним полям и рекам.Но лес не только хранитель вод. Он спасает землю от летучих песков и суховеев. Леса — лёгкие планеты.(46 слов) (По К. Паустовскому)Новая орфограмма:Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине словаПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв жи, ши4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова5. Раздельное написание предлогов6. Правописание слов с двойными согласными7. Большая буква в начале предложения8. Точка в конце предложенияСловарное слово — потом.
Что такое парная согласная?
Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них – противопоставление звуков по глухости-звонкости.
Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Парные согласные |
примеры слов с парными согласными |
|
Звонкие (с участием голоса) |
Глухие (без участия голоса) |
|
[б] |
[п] |
стол[б]ы – стол[п] |
[в] |
[ф] |
дро[в]а – дро[ф] |
[г] |
[к] |
доро[г]а – доро[к] |
[д] |
[т] |
боро[д]а – боро[т]ка |
[ж] |
[ш] |
бла[ж]ить – бла[ш] |
[з] |
[с] |
моро[з]ный – моро[с] |
Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».