Индивидуальные карточки по русскому языку “Парные согласные в конце слов”; 2 класс

Основы правописания

Парные согласные в корне словаИзучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.

Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.

Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.

Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.

В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.

Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.

Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.

Это интересно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова

Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:

  • Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
  • Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.

Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.

Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.

Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.

Зрительные диктанты по теме: «Написание слов с парными звонкими — глухими согласными в корне»

Диктант «Телефон».Один раз мы с Мишкой были в магазине. Там мы увидели игрушечный телефон. В большой деревянной коробке лежали два аппарата, две трубки и гибкий шнур. Две недели подряд мы с Мишкой не ели мороженого и пирожков.Мы деньги копили. Собрали сколько нужно и купили телефон. (46 слов) (По Н. Носову)Новая орфограмма:Правописание глухих и звонких согласных в корне в серединесловаПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Правописание слов с двойными согласными4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на концеслова5. Раздельное написание предлогов6. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях7. Большая буква в начале предложения8. Точка в конце предложенияСловарные слова: магазин, телефон. Диктант «Каток».Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой.К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)Новая орфограмма:Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине словаПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв жи, ши4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова5. Раздельное написание предлогов6. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях7. Большая буква в начале предложения8. Точка в конце предложенияСловарные слова: каток, коньки, фонарь, хоккей. Диктант «Лесные красавицы».Красавицей русских лесов называют берёзу. Она всегда вызывает восхищение и радость.Каждый год берёзки засевают большие просторы миллионами своих мелких семян-орешков.Молодые берёзки напоминают травку. У них всего два-три мелких, нежных листочка. Но из этих травинок вырастут стройные деревья.(45 слов) (По С. Ивченко)Новая орфограмма:Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине словаПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ,щн4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова5. Раздельное написание предлогов6. Разделительный мягкий знак .7. Правописание слов с двойными согласными8. Большая буква в начале предложения9. Точка в конце предложенияСловарные слова: берёза, миллион. Диктант «Зелёная стража».Лес задерживает влагу. Снег в лесах тает медленно. Талая вода спокойно просачивается в глубину почвы. Потом лес медленно и равномерно отдает эту влагу ближним полям и рекам.Но лес не только хранитель вод. Он спасает землю от летучих песков и суховеев. Леса — лёгкие планеты.(46 слов) (По К. Паустовскому)Новая орфограмма:Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине словаПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв жи, ши4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова5. Раздельное написание предлогов6. Правописание слов с двойными согласными7. Большая буква в начале предложения8. Точка в конце предложенияСловарное слово — потом. 

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них – противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

Звонкие (с участием голоса)

Глухие (без участия голоса)

[б]

[п]

стол[б]ы – стол[п]

[в]

[ф]

дро[в]а – дро[ф]

[г]

[к]

доро[г]а – доро[к]

[д]

[т]

боро[д]а – боро[т]ка

[ж]

[ш]

бла[ж]ить – бла[ш]

[з]

[с]

моро[з]ный – моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Полезное видео: глухие и звонкие парные согласные в корне слова

Полезное видео: правописание звонких и глухих согласных в корне

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий