Части речи – объясняю тему простым языком, учу различать самостоятельные и служебные части речи

Что такое часть речи в русском языке

Основываясь на посвящённой этой теме статье знаменитого российского лингвиста Льва Владимировича Щербы, создавшего вместе с группой других филологов теорию фонемы, доминирующим в лингвистической русистике считается принятие многогранности свойств в целях их классификации.

Беря за критерии вышеуказанные признаки и руководствуясь следующими существенными различиями и сходством, лексемы относят к определённым категориям:

  1. Единство суммарного смысла, как, например, признак признака у наречия.
  2. Единство грамматических закономерностей и словоизменения.
  3. Сходность синтаксических функций.

Дифференциация слов по классам занимала учёных ещё в древности и была актуальна на всех континентах и во все времена, так данным вопросом занимались и древнегреческие философы (Аристотель), и древнеиндийские лингвисты (Панини), и учёные царской России (Мелетий Смотрицкий).

Что такое часть речи в русском языке

Ввиду того, что в рамках русского языка большинство слов изменяемы, рассмотрим их разделение по морфологическому принципу, который широко пропагандировался представителями фортунатовской школы (названа по имени её основателя Ф.Ф. Фортунатова).

Существуют следующие признаки:

  • определённый порядок преобразования слова,
  • набор грамматических значений,
  • морфологическая структура (например, «как» и «так» – это местоимения, а «грустный» и «весёлый» – прилагательные).

То, к какому классу относится лексема, можно понять, используя лишь типологизацию по морфологическому признаку, однако в других языках использование данного принципа будет не столь очевидным.

Служебные части речи

С помощью служебных слов не выражают предмет, его качество или свойство, действие или состояние. Они необходимы, чтобы выразить отношение между явлениями и объектами действительности, употребляются исключительно вместе со знаменательными словами. Предлоги, союзы и частицы не меняются, не могут быть членами предложения, к ним нельзя задать вопрос.

Предлог

При помощи предлога выражают зависимость существительных, прилагательных числительных и местоимений от других частей речи. Пример:

  • окунуться в воду;
  • прыгнуть с моста;
  • купаться спустя день после паводка.

Предлоги – в, с, спустя. В зависимости от происхождения предлоги могут быть первообразными, непроизводными и производными. Также отнаречными (мимо, внутри, сквозь), отыменными (насчет, путем) и отглагольными (благодаря, спустя, включая).

Союз

Союзы в предложении служат связующим звеном между однородными его членами, также они связывают части сложного предложения и отдельные самостоятельные предложения. Пример:

  • над рекой и лесом летал самолет;
  • в магазине случилась распродажа, благодаря этому мы купили новый телефон.

Союзы – и, благодаря. В зависимости от выполняемой ими функции союзы могут быть сочинительными и подчинительными. Например:

  • Либо я выживу, либо также пропаду безвестным;
  • Несмотря на то, что мы были сильнее, вражеская армия наступала
  • Также мы уверили наших противников в стремлении к честной и интересной игре;
  • Ребята собирались домой, пока тренер объяснял Ване его ошибки.

Частица

При помощи этой служебной части речи предложение приобретает различный смысловой окрас. Частица также используется для образования форм слов.

Смысловые оттенки предложению придают модальные частицы. Они могут быть:

  • Утвердительными – да (Ну да, вы же всегда правы);
  • Отрицательными – не и ни (Не разрешаю тебе покидать двор ни под каким предлогом);
  • Вопросительными – ли, разве (Разве уже утро, не была ли недавно ночь?);
  • Сравнительными – как будто, словно (Словно ночь опустилась на город);
  • Усилительными — даже, и, ни, же (Даже если вы сумеете оправдаться, вам не избежать наказания);
  • Указательными – вот (Вот эти конфеты купите, они вкусные);
  • Уточняющими – именно (Это именно то, что нам было нужно);
  • Выделительно-ограничительными — лишь, толь­ко (Лишь допущенная вами ошибка является причиной катастрофы);
  • Восклицательными — что за (Что за чудеса творятся);
  • Выражающими сомнение – едва ли (Едва ли это уместно в сложившейся ситуации).

К формообразующим относят такие частицы, как:

  • пусть (пусть уходит);
  • пускай (пускай приезжает);
  • да (да, уже идём);
  • давайте (давайте уедем отсюда);
  • бы (выжил бы).

«Пусть идет и пускай успокоится, а мы давайте уедем отсюда».

Что такое части речи?

Вспомните! Слова в русском языке делятся на большие группы — части речи. Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.

Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? и др.

Местоимение (личные местоимения) — это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др.

1. С какими частями речи вы уже познакомились на уроках русского языка? Приведите примеры этих частей речи. Найдите в списке ниже неизвестные вам части речи.

Всего в русском языке 10 частей речи:

2. Прочитайте.

Какие части речи названы в стихотворении? Какие ещё части речи вам известны?

Выпишите из стихотворения 1-2 слова, которые относятся к данным частям речи.

Образец. Глагол: бьёт, … .

3. Прочитайте.

В какой день мог присниться Звезде такой сон? А вам о чём напомнили эти строки?

Какими частями речи являются выделенные слова? По каким признакам вы их определили?

Спишите слова Звезды. Проверьте себя.

Вспомните! Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает это слово.

Книга — это имя существительное, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.

Рисует — это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие предмета.

4. Прочитайте. Определите, какой частью речи является каждое слово.

  1. Горбатый, на, мост, четырёх, столбиках, стоит.
  2. Схоронился, с, клубок, пенёк, под, иголками.
  • Составьте из слов каждой группы предложение-загадку.
  • Запишите загадки и отгадки. Подчеркните в каждом предложении его основу.

В предложении имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения.

5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Я любуюсь ч..десной к..ртиной зимнего леса. См..листыми ш..шками украсились еловые ветки. Над ел..ю круж..лись клесты. Шустрые птички кривыми н..сами дост..вали из ш..шек с..мена.

  • Укажите над каждым словом первого предложения часть речи (см. Памятку 4).
  • Выберите любое предложение и разберите его устно по членам предложения. Подчеркните в нём главные члены.
  • Найдите в предложениях слова, которые не являются членами предложения. К какой части речи относятся эти слова?

6. Прочитайте.

На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.

Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.

Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.

Всё кончилось х..рошо.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.
  • О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
  • Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.
  • Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.

7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.

  • Что изображено на рисунке? Расскажите.
  • Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст.
  • Определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий