Содержание
«Магия изобразительного искусства»: первые рисунки Кузьмы Петрова-Водкина
Кузьма Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии. Его предки по материнской линии были крепостными крестьянами, работали на московской ткацкой фабрике. Они переселились на Волгу из Тульской губернии, когда прежний помещик проиграл полдеревни своих людей в карты. Родственники по отцовской линии с давних времен жили в Хвалынске.
Отец Кузьмы Петрова-Водкина был сапожником. Сыну он запомнился «открытой улыбкой, добродушным юмором и рассеянностью». Мать будущего художника прислуживала в зажиточных купеческих семьях и «в свободную минуту любила поговорить, обсудить и поплакаться о своих и чужих бедах».
Отец отдал Кузьму Петрова-Водкина в приходское училище. Больше всего будущему художнику нравились там уроки арифметики, однако всерьез получать знания никто из учеников не стремился.
Учиться хорошо среди нас считалось стыдным, так же как и говорить об уроках, о заданном. Провести, высмеять учителя считалось доблестью.
Первый опытом Кузьмы Петрова-Водкина в рисовании был пейзаж с березами, который он написал масляными красками на кусочке жести. Во второй раз будущий мастер изобразил на картоне речное судно. Своим художеством он хотел впечатлить сестру друга, в которую был влюблен. Но окружающие отнеслись к картине равнодушно, и затея не удалась. На какое-то время после этого Кузьма Петров-Водкин забросил рисование, пока однажды в классе, прямо во время урока, не начал чертить карандашом в тетради.
Голос учителя провалился в небытие. Вковыриваясь в бумагу и находя выражения рельефа и глубины, я забыл обо всем. Мне казалось, я первый открываю эту магию изобразительного искусства…
У него так хорошо получилось изобразить иллюзию разорванной страницы, что поначалу учитель и одноклассники не отличили ее от настоящей дыры. Петрова-Водкина признали лучшим в школе по рисованию. С этого времени будущий живописец своего увлечения уже не бросал.
В родном городе Кузьма Петров-Водкин познакомился с иконописцами и научился у них работе над иконами. В первый раз он написал на деревянной доске изображение Богоматери с разгневанным младенцем. Соборный протоиерей освятить икону отказался со словами: «Плясовица… Глазами стрекает: святить не буду!..» В другой местной церкви, наоборот, священник «умилился над молодым задором изображения и рассказал присутствующим историю композиции с гневающимся Христом и склоняющей его к жалости матерью».
После приходской школы Кузьма Петров-Водкин решил поступать в железнодорожное училище в Самаре. Но там он не сдал вступительный экзамен ― не сумел написать сочинение на тему «История России». Однако провал не слишком огорчил Петрова-Водкина. Он показал свои рисунки художнику Федору Бурову, и тот принял его в свои «Классы живописи и рисования». Спустя два года Буров скончался, поэтому доучиться Петров-Водкин не успел и вернулся домой, в Хвалынск.
Детство Кузьмы Скрябина
Творческий путь многих артистов зачастую начинается с самого детства, либо юношеских годов, и Кузьма Скрябин не стал исключением. А в какой именно момент жизни он захотел стать певцом расскажем дальше.
Кузьма родился 17 августа 1968 года в Львовской области, городе Самбор. Мать Андрея работала преподавателем музыки, а отец занимал должность инженера на химическом предприятии. Родители Андрея всячески пытались воспитать своего единственного сына как истинного мужчину с сильным и волевым характером.
С раннего детства мальчик занимался музыкой и даже окончил музыкальную школу, где играл на фортепиано. В школе певец углубленно изучал английский язык, что сыграло ему на руку, ведь песня, которая дала толчок его желанию построить музыкальную карьеру была исполнена как раз на указанном языке. «The Beatles «Lady Madonna»» – тот самый хит, который глубоко запал в душу Андрею, заставив его стать меломаном до конца своих дней.
Читай также:Евровидение 2018: TAYANNA презентовала конкурсную песню «Леля»
«Да, этот художник талантлив!»: творческие успехи Кузьмы Петрова-Водкина
После возвращения в Россию Кузьма Петров-Водкин встретился со своим бывшим преподавателем Валентином Серовым. Тот отнесся к художнику довольно холодно: «Так… из Парижа… Ну, что же, офранцузились. Поругиваете нашего брата. Всех к черту — оставить на разводку Матисса». Но когда Серов увидел полотна своего ученика, то изменил свое отношение на более теплое.
В 1910 году Кузьма Петров-Водкин написал картину «Сон» и представил ее на выставке Союза русских художников. Работа сразу вызвала «всероссийский скандал». Художник Илья Репин в газете «Биржевые ведомости» обругал ее, назвав «безобразием неуча». Серов же успокоил Петрова-Водкина и уверил, что свое мнение Репин скоро изменит. «Сон» защищали художники Леон Бакст и Александр Бенуа за «целостность и благородство формы, методичность и строгость рисунка и композиции».
В том же году Кузьма Петров-Водкин стал членом художественного объединения «Мир искусства», которое создали в Петербурге Александр Бенуа и Сергей Дягилев. Он начал работать графиком и театральным художником, вернулся к росписи храмов.
К своему знаменитому «Купанию красного коня» Петров-Водкин приступил весной 1912 года. Он нарисовал алого коня с молодым обнаженным всадником, которые стоят в голубом озере, на заднем плане в воде видны две лошади и два мальчика. Современники решили, что красный цвет — это намек на судьбу России и будущую революцию. Существует несколько предположений, кого Петров-Водкин изобразил верхом на коне. Среди основных претендентов называют двоюродного брата живописца — Александра Трофимова, художника Сергея Калмыкова и даже писателя Владимира Набокова. Кто из них изображен на финальной версии картины, или это и вовсе собирательный образ, неизвестно. Однако сам Петров-Водкин в письмах не раз упоминал, что для нее позировал Шура — так в семье называли Трофимова. Работу показали публике на выставке «Мира искусства». Когда Илья Репин увидел ее, он сказал: «Да, этот художник талантлив!»
Краткая биография
Андрей Кузьменко родился 17 августа 1968 года в небольшом городке Самбор на берегу реки Днестр. Его мать, Ольга Михайловна, работала преподавателем музыки – руководила детским музыкальным коллективом, а отец, Виктор Кузьмич, был инженером на химических предприятиях.
Рисунок 3. Семья Кузьменко
Детство и юность
Ребенок рос непоседливым и очень любознательным. С первого класса начал углубленно изучать английский язык и занимался в музыкальной школе по классу фортепиано. Учился, в целом, хорошо, но чуть-чуть не дотянул до золотой медали: сдал на четверку украинский язык.
В детстве мальчик мечтал быть водителем мусоровоза.
Родители настояли, чтобы после школы юноша поступил в медицинский институт и оплатили репетиторов. В этот раз Андрей не смог сдать украинскую литературу, поэтому в Львовский институт не поступил, но вскоре был зачислен в Петрозаводский.
Быть медиком молодому человеку, к тому времени уже увлеченному музыкой, не хотелось, поэтому он часто пропускал занятия. После первого студенческого года Кузьменко забрали в армию. По окончанию службы, юноша перевелся в Львовский институт на факультет стоматологии. К тому времени он увлекся панк музыкой.
Целый год после окончания университета молодой человек проработал стоматологом: по словам родителей к нему даже выстраивалась очередь из пациентов. Однако вскоре он решил связать свою судьбу с музыкой, навсегда оставив медицину.
Музыкальная карьера: Скрябiн
Первый свой музыкальный коллектив юноша основал еще в 15 лет: вместе с Игорем Яцышиным была создана группа «Цепная реакция», тексты и музыку для которой на английском и украинском языке, как правило, писал Андрей. Панк-рок команда играла на школьных дискотеках и пользовалась популярностью у подростков.
После создания андеграундной студии Sпати – «студии патологической тишины», юноша был нарасхват: он играл одновременно в четырех разных коллективах и писал для каждого разноплановые песни.
Рисунок 4. Состав группы Скрябiн
Летом 1989 года была записана первая песня только что созданной группы Скрябiн. В состав команды вошли Андрей Штурма, Славик Пономарев, Ростислав Домишевский и Сергей Гера. Выступив на одном из самых известных украинских музыкальных фестивалей, группа заняла 3-е место. Удачное выступление принесло музыкантам сотрудничество с продюсерским центром «Студия Льва», который помог группе выпустить дебютный альбом «Мова риб».
Вскоре команда решает сменить продюсера, выбрав студию «Ростислав-шоу»: музыканты получают хорошие инструменты и возможность записать новый альбом – «Технофайт». После расформирования «Ростислав-шоу» альбом остается только в цифровом варианте. Эти события побудили членов группы прекратить свою деятельность. Кузьменко и Гера отправляются в Германию, где играют в музыкальных клубах.
Период неопределенности для группы заканчивается, когда один из бывших сотрудников «Ростислав-шоу» предлагает команде сотрудничество и перевозит музыкантов в Киев, где они живут в полном безденежье, но создают альбом «Птахи». На удивление, пластинка быстро становится популярной, а следующий альбом «Казки» – производит настоящий фурор. Группа несколько раз получала звание лучшей в стране и регулярно выступала на лучших концертных площадках.
В начале 2000-х в корне меняется стиль звучания команды: вместо привычного синти-попа в треках теперь звучит настоящий поп-рок с едкими циничными текстами. В коллективе команды начинаются трения не только из-а творчества, но и политических убеждений самого Кузьменко: сначала группу покидает Рой Домишевский, а затем и Гера. После того, как был сформирован новый коллектив, Скрябiн записал еще 8 альбомов. После смерти лидера и вокалиста команды, из неизданных композиций был составлен последний альбом Кінець Фільму.
Другая деятельность
Будучи талантливой и разносторонней личностью, Кузьменко попробовал себя еще в нескольких профессиях. Два года он вел музыкальные передачи «Горячая семерка», «Шанс» – аналог российской фабрики звезд и «Шиканемо». В 2015 году певец стал членом жюри передачи «Пой как звезда».
Рисунок 5. Во время съемок передачи «Пой, как звезда»
В 2009 году Кузьменко стал продюсером сатирического проекта – группы «Пающие трусы», высмеивающей русскую и украинскую эстраду.
Друзья и знакомые
Журналист Отар Кушинашвили, с которым в последние восемь лет Кузьменко был особенно дружен, вспоминал о нем, как о человеке высокого интеллекта: «У него IQ выше Джомолунгмы» – говорил ведущий.
Хорошим другом и коллегой Андрея был и звукорежиссер Владимир Бебешко, который познакомился с ним на фестивале «Червона рута». После смерти друга он устроил концерт-трибьют в память о музыканте. Бебешко отмечал, что певец был прямолинейным и резким человеком, но многие его любили за отличное чувство юмора.
Тепло о музыканте отзывается певица Наталья Валевская, карьера которой началась с передачи «Шанс». Она прокомментировала смерть Кузьменко для одного из изданий, рассказав, что для нее он был наставником и главным весельчаком проекта.
Личная жизнь
Рисунок 6. Вместе с дочерью
В1994 году Андрей Кузьменко женился на Светлане Бабийчук, с которой был знаком со школы. Через три года у пары родилась дочь Мария-Барбара. Супруги проводили много времени вместе и часто путешествовали. «Она – самый мудрый человек в моей жизни», – вспоминал музыкант.
«Путь мой был найден»: учеба в Петербурге и Москве
В 17 лет Кузьма Петров-Водкин переехал в Санкт-Петербург и успешно сдал экзамены в Центральное училище технического рисования Штиглица. Он смог там обучаться благодаря архитектору Роману Мельцеру и меценатке Юлии Казариной. Мельцер приехал в Хвалынск проектировать особняк. Когда он увидел рисунки Петрова-Водкина, то сразу разглядел в нем талант и уговорил свою заказчицу Казарину поддержать молодое дарование деньгами.
Уставший от трудностей самоучки, я вздохнул облегченно: путь мой был найден. Оставалось только приложить все силы и выдержку на его прохождение. И, надо сказать правду, горячо и преданно взялся я за работу. Дня не хватало при моем интересе к разнообразию преподавания.
В 1897 году Петров-Водкин перебрался в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В то время там преподавали живописцы Валентин Серов, Николай Касаткин, Леонид Пастернак, Константин Горский. Кузьма Петров-Водкин учился в мастерской Серова. По его воспоминаниям в мемуарах «Пространство Евклида», тот «был немногоречив, но зато брошенная им фраза попадала и в бровь и в глаз работы и ученика».
Кузьма Петров-Водкин совмещал обучение с подработкой ― давал частные уроки, проектировал и лепил изразцы на гончарном заводе, расписывал церкви, создавал эскизы мозаик и майолик. Также он регулярно участвовал в выставках-аукционах Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Художник окончил учебу в 1904 году и уехал в заграничное путешествие ― хотел продолжить совершенствоваться в живописи. Это была не первая поездка Петрова-Водкина: еще во время обучения он побывал в Германии и Англии. В этот раз он почти год путешествовал по Италии, где знакомился с работами мастеров итальянского Возрождения. Потом Петров-Водкин отправился во Францию. Он вспоминал: «Дикарем уединившись в мастерской на Монпарнасе, переоценил я и многое отбросил из полученного мною в русской школе. С ученической старательностью проделал сотни этюдов по академиям Парижа и зарисовок, заново устанавливая мое отношение к натуре и изображению».
В пансионе французского города Фонтене-о-Роз Кузьма Петров-Водкин встретил свою будущую супругу. Марии-Маргарите Йованович, дочери владелицы пансиона, было 20 лет, по-русски она не говорила. Предложение художника о замужестве она приняла и стала учить его родной язык. Пара заключила гражданский брак во французской мэрии, а через несколько лет обвенчалась в Хвалынске.
Я нашел на Земле женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь.
В 1922 году у Петровых-Водкиных родилась дочь Елена.