Содержание
Как работать с удаленными сотрудниками
При работе с удаленными сотрудниками руководству и менеджерам приходится тратить больше времени на каждого — общаться, ставить задачи и проверять результаты.
Вот список того, что им необходимо делать:
– Регулярно созваниваться, желательно используя видеосвязь. Когда человек работает удаленно, ему не хватает коммуникации: в офисе много неформального общения, а дома он находится в вакууме. Чтобы это наверстать, можно звонить коллегам по скайпу или мессенджерам, причем не только по рабочим вопросам.
Зачем? Это объединяет: помогает лучше познакомиться с коллегами, решить общие вопросы в команде и почувствовать себя нужным. Иначе мотивация может снизиться.
– Определить, в каких программах ставить задачи и следить за их выполнением. В небольших компаниях каждый менеджер может сам использовать то, что ему удобнее: Trello, OpenProject или другие. Но поскольку мы активно развиваемся, скоро собираемся внедрить единую программу для всех.
– Организовать понятную прозрачную систему отчетности. Изначально нужно проговорить ее форму и частотность — каждый день, неделю или месяц. Мы ведем отчетность в Google-документах.
– Обговорить нормативы выполнения задачи. Мой опыт и опыт моих коллег говорит, что в России большинство людей работают из дома хуже. Поэтому я, когда отпускаю сотрудника на удаленку, говорю: «Мы будем смотреть на показатели. Если они будут хуже, то мы либо расстанемся, либо ты вернешься обратно в офис». Нормы мы определяем исходя из тех показателей, которых человек или его коллеги достигали при работе в офисе, — их мы разделяем на количественные и качественные.
– Обозначить рабочее время. Если менеджер напишет методологу сегодня, а он уже будет офлайн и ответит только завтра, то выполнение небольшой задачи может растянуться на два дня. Чтобы этого избежать, нужно проговорить, когда человек точно будет на связи. Например, быть на связи с 10:00 до 18:00, отвечать по почте в течение 2-х часов и всегда вовремя «приходить» на планерки по Skype.
– Договориться, в каких мессенджерах общаться и где созваниваться. Чтобы удаленный сотрудник включился в коммуникацию с офисными, его нужно познакомить со всеми онлайн, а также подключить к нужным группам и чатам.
Как правильно ставить задачи
Настроить работу с удаленными сотрудниками сложно. Для них особенно важно ставить понятные задачи с подробным описанием, потому что удаленщик не может что-то быстро уточнить, окликнув коллегу за соседним столом или поймав его в коридоре.
При постановке задачи лучше позвонить сотруднику и подробно объяснить, что от него требуется, желательно с использованием видео. Потому что через вербальную (устную) коммуникацию — передается только малая часть информации.
Остальную мы получаем через невербальную — интонацию, темп, тембр голоса — и паралингвистику — позу, движения, мимику. При разговоре по телефону мы отрезаем жесты и мимику, а когда пишем — лишаемся и интонации и тембра голоса. Поэтому очень легко понять друг друга неправильно.
Письменно полезно подводить итоги и фиксировать договоренности, а общаться лучше устно.
Когда я искал удаленного дизайнера для разработки курса, я составил задание именно в письменной форме и разослал его соискателям (смотрите скрин ниже).
После я ждал от них обратную связь или вопросы по выполнению задания. Однако из 5 человек только один перезвонил мне, чтобы уточнить детали.
Такой кандидат увеличивает свои шансы в несколько раз, потому что с ним в процессе работы будет легче выстроить коммуникацию.
Что еще важно при постановке задач удаленному сотруднику, кроме коммуникации:
– Договаривайтесь о сроках сдачи работы. Даже если дизайнер обещает прислать презентацию завтра, а она вам нужна через неделю, все равно договаривайтесь о дедлайне. И на первых пробах пера без сомнений расставайтесь с работником, если он не выполняет свои обещания.
– Погружайте сотрудника в проект, чтобы он более четко понимал свои задачи. Если человек делает иллюстрацию для электронного курса, расскажите, кого и чему будет учить этот курс.
– Обеспечивайте работника ресурсами и информацией. Так у него будет максимум возможностей для выполнения задачи, значит, и спросить вы сможете в полном объеме. Ниже пример одной из папок с материалами, которые были необходимы для удаленных дизайнеров при разработке электронного курса для банка:
Принципы цифрового этикета
Демонстрация позитивного отношения
Этот принцип пришел в цифровой этикет из повседневного этикета. Важно продемонстрировать, что я отношусь к людям хорошо. Поэтому я поставлю лайк знакомому, если увижу симпатичное фото в инстаграме, прореагирую на пост, который вызвал у меня внутренний отклик. Точно так же как при встрече с кем-то знакомым на улице — я поприветствую этого человека.
Субординация
Многим кажется, что интернет-пространство стирает грани и позволяет вести себя панибратски. Но цифровая среда неотделима от обычной жизни, поэтому субординация переносится и в цифровое пространство.
Симметрия
Когда мы начинаем общаться в цифровом пространстве, мы можем ориентироваться на то, как делает это наш собеседник. Если кто-то отправляет вам голосовые сообщения, стикеры, эмодзи, вы можете делать то же самое. Аналогично и со встречами в Zoom — обычно все договариваются, что встреча проходит со включенными, или, наоборот, выключенными камерами. Если же у одного из собеседников камера не работает, или ему просто не хочется демонстрировать себя сегодня, то он должен предупредить остальных.
Соблюдение личных границ
Как и в повседневном этикете, соблюдение личных границ очень важно. Не подходить к человеку слишком близко, не держать его за рукав, не хватать руками еду из его тарелки. Этикет позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Границы есть и цифровые. Это приватное пространство, которое важно уважать. Не надо, например, писать людям по ночам, не надо заходить на страницы в соцсетях и писать людям то, что сами они не хотели бы афишировать: «Ну что, ты уже развелась со своим?» или «Ты уже уволилась с этой дурацкой работы?».
Удобство и экономия ресурсов
Когда мы начинаем с кем-то общаться, мы должны подумать, как лучше сейчас коммуницировать с человеком и сэкономить время — свое и собеседника: позвонить, написать в мессенджер, записать голосовое сообщение, или отправить письмо по почте. Скажем, если это какая-то подробная инструкция со множеством файлов, ссылок и прочих вложений, то лучше отправить письмо по электронной почте — там слишком много детальной информации. А если вы пытаетесь объяснить проблему, например, связанную с машиной, то быстрее всего это сделать в голосовых сообщениях.
Традиция
Обычный этикет складывался на протяжении трех веков. И теперь мы не задумываемся, почему надо держать вилку в левой руке, а нож — в правой. А цифровой этикет складывается последние 26 лет, и, к счастью, пока не произошло ничего такого, что мы не могли бы объяснить при помощи здравого смысла. Например, в соцсетях не принято ставить лайк под своими постами. Если задуматься, можно предположить, что такое поведение может означать отсутствие интереса к другим людям: «Я ставлю себе лайк, потому что мои посты мне интересны, а вы уж как хотите».
Конвенциональность
Принцип договоренности. Самая приятная возможность, которой нужно пользоваться. «Тебе удобнее сейчас писать или звонить?», «Как будем отправлять друг другу тяжелые файлы?», «Давай не будем созваниваться после 23:00?».
Во время пандемии многое изменилось. Люди стали заново передоговариваться, устанавливать правила и структурировать свое общение в интернете.
Безопасность
Принцип, по которому мы все задумываемся о надежности паролей и о доступности той информации, которой мы делимся с другими.
Изменяемость
Цифровой этикет, которому всего 26 лет, меняется на глазах. Если раньше мы сообщали по телефону об отправке письма на электронную почту, таким образом проявляя заботу о человеке, то теперь этого делать не нужно — уведомление о новом письме обычно всем приходит на тот же смартфон.
Здороваться и прощаться при каждом контакте в чатах уже не нужно. Мы постоянно онлайн, поэтому общение упростилось.
Еще сегодня совсем не обязательно поздравлять всю свою телефонную книгу с Новым годом или другим праздником. Мы тонем в информационном потоке, поэтому отправлять поздравление нужно только тем, кому нам не лень написать отдельное уникальное поздравление, а не отправлять одну открытку, скачанную с какого-то сайта, всем подряд.
В некоторых статьях психологи и специалисты по цифровой коммуникации писали о том, чтобы люди не флудили в рабочих чатах, не отправляли видео, мемы и стикеры. Ближе к концу режима самоизоляции этот принцип перестал работать: сейчас рекомендуют отправлять шутки и эмодзи прямо в чат, ведь позитив при нехватке общения никому не помешает.
То же самое, например, с платформой Zoom. Во время конференции в зуме люди испытывают огромный стресс. Во-первых, потому что видят себя на экране. Во-вторых, во время общения с другими по видеосвязи мы постоянно задумываемся о том, как мы выглядим. В третьих, в видеозвонках есть задержка и иногда кажется, что люди не слушают, если реакция от них не поступает мгновенно.
Поэтому психологи начали говорить, что не обязательно каждое совещание проводить с видео. Эта норма изменилась за время пандемии.
Разный в разных сообществах
В разных сообществах, социальных группах этикет устроен по-разному. Школьники, например, отправляют друг другу аудиосообщения, стикеры. Или, скажем, в деловой среде в Японии люди отправляют огромные сообщения по электронной почте, потому что всю первую половину письма они извиняются за то, что побеспокоили собеседника и просят уделить немного времени. У нас же все наоборот — чем лаконичнее письмо, тем уважительнее мы относимся к собеседнику: все кратко и по делу.
Поэтому просто помните, что каждый раз, когда вы будете общаться с коллегами или учениками, с друзьями или с руководством, ваши коммуникации будут разными.
Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Купить
Этикет миллениалов
Британцы провели исследование и спросили у людей, что, по их мнению, является самым грубым нарушением этикета.
1. мусорить — 72% 2. слушать музыку слишком громко — 56% 3. слишком громко разговаривать в транспорте — 53% 4. пользоваться телефоном за обеденным столом — 52% 5. читать чужие сообщения — 50% 6. занимать слишком много места в переполненном транспорте — 49% 7. смотреть в телефон, а не на собеседника — 47% 8. разговаривать с кем-то, не вынимая наушников — 42% 9. заварить себе чай и не предложить присутствующим — 36% 10. листать чей-то фотоальбом в сети без спроса — 33%
Как минимум 5 из 10 пунктов связаны с нашим цифровым поведением.
«Наше цифровое поведение имеет значение. То, как мы себя ведем в виртуальном пространстве, становится частью нашей идентичности».
И, конечно, когда мы говорим о цифровом поведении, нужно обязательно упомянуть две вещи:
- Цифровой этикет.
- Правила корректного, удобного и эффективного взаимодействия в цифровом пространстве.
Правила этикета при использовании гаджетов
- Сведите к минимуму использование телефона или планшета при личном общении с человеком. Поучиться этому можно у тех людей, которые занимаются продажами. Человек, с которым сейчас происходит контакт, важнее того, кто может позвонить или написать в этот момент.
- Соблюдайте меры безопасности. Изучите правила установки безопасного пароля, настройте двухфакторную аутентификацию.
- Не доставляйте неудобств окружающим (звук, вибрация, свет). По нормам делового этикета считается, что звонок телефона должен быть нейтральным — желательно тем, который по умолчанию установлен на смартфоне. Но лучше всего, конечно, выключить звук телефона, если вы находитесь на работе. И помните, что если вы пришли в театр, то лучше отключить и вибрацию — ведь в полной тишине она может быть слышна не хуже громкого звонка. В кинотеатре всегда минимизируйте яркость экрана.
Представьте ситуацию. У вас деловая встреча. Но в это же время вы ждете важный звонок. Что вы будете делать?
Предупредите человека, который должен позвонить, что вы не сможете общаться прямо сейчас. Либо скажите собеседнику, с которым у вас встреча, что ждете важный звонок. То же самое и со звонками в Zoom: если под столом вас треплет за ногу собака или рядом ползает ребенок, а вы делаете вид, что ничего не происходит, но при этом все равно заметно, что что-то не так, — лучше извинитесь перед коллегами и отвлекитесь на несколько секунд, чтобы наладить обстановку. Проговаривание порой спасает от многих неловких ситуаций.
Уместно ли сидеть в телефоне на обеде с деловыми партнерами, если почти не принимаешь участие в их разговоре?
Прежде всего, считается некорректным, если на обеденном столе лежит мобильный телефон. И не потому, что это именно телефон. Все вещи, которые не относятся к еде, не должны находиться на обеденном столе. Очки, кошелек, сумка, лекарство, расческа и т.д. — все эти предметы, согласно правилам столового этикета, не должны находиться на столе во время обеда.
Вывод: не создавайте неудобств для окружающих, минимизируйте использование гаджетов во время личного общения с человеком.