Что такое глагол и какие бывают глаголы по виду, спряжению, наклонению и другим признакам

Что такое глагольное словосочетание?

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи явля­ет­ся глав­ная лек­се­ма, раз­ли­ча­ют три типа сло­во­со­че­та­ний:

Стержневым сло­вом в гла­голь­ном сло­во­со­че­та­нии явля­ет­ся гла­гол в раз­лич­ных фор­мах, дее­при­ча­стие или при­ча­стие.

Глагольные сло­во­со­че­та­ния — это син­так­си­че­ские еди­ни­цы, состо­я­щие из гла­го­ла, при­ча­стия или дее­при­ча­стия, кото­рые соеди­не­ны с дру­гим сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Глагол может пред­опре­де­лять выбор фор­мы зави­си­мо­го сло­ва, тре­бо­вать опре­де­лен­но­го кос­вен­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, место­име­ния, то есть управ­ля­ет ими:

Такая под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду гла­го­лом и зави­си­мым сло­вом назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем.

Глагол и его фор­мы могут соеди­нять­ся с зави­си­мым неиз­ме­ня­е­мым сло­вом толь­ко по смыс­лу, то есть при­мы­кать:

Рассмотрим подроб­но, с каки­ми сло­ва­ми соче­та­ют­ся гла­гол и его фор­мы и состав­ля­ют с ними гла­голь­ные сло­во­со­че­та­ния.

Что называют словосочетанием

Две или несколько языковых единиц, между которыми имеется грамматическая и лексическая взаимосвязь, называются словосочетанием. Пример: гулять по парку, кленовые листья, иглы ели.

Особенностью словосочетаний считается то, что они называют происходящее более точно, чем просто несвязанные друг с другом языковые единицы. Например: гулять и гулять босиком, карандаш и заточенный карандаш.

Составляющими частями каждого сочетания слов являются главные и зависимые от них слова. Как их определяют:

  • слово, обозначающее либо сам предмет, либо его действие или признак, от которого ставится вопрос, является главным;
  • слово, значение которого распространяет или уточняет главное, отвечая на вопрос от главного элемента, называют зависимым;
  • для уточнения при разборе, какое слово будет главным в данном словосочетании, его помечают крестиком.

Важно! Не путать со случаями:

  1. Грамм. основа представляет собой нераспространенное предложение и никогда не будет словосочетанием. Школьник учится. Трамвай едет.
  2. Однородные члены, связанные друг с другом посредством сочинительной связи. Пример: газеты и журналы; ветреная и прохладная.
  3. Вспомогательные части речи, употребляемые со значимыми. Пример: под окном; будто наяву; также явился.
  4. Составные формы глаголов, прилагательных, наречий. Например: буду работать; самый красивый; более занимательно.
  5. Устойчивые обороты или фразеологизмы: входящие в них слова часто утрачивают изначально вложенное лексическое значение. Сам оборот может быть заменен синонимом. Например: гнать волну (сплетничать); как две капли воды (похожи), как пить дать (несомненно).

В русском языке между словами образуется два типа связи: смысловая и грамматическая. По типу вопроса устанавливается смысловая связь. Качели (какие?) деревянные, думать (о ком?) о родителях. При помощи окончания либо предлога вместе с окончанием определяется грам. взаимосвязь. Говорить (о чем?) о главном, тропинка (где?) в лесу.

Какие виды бывают:

  1. Если гл. слово – сущ. (апрельская оттепель), прил. (интересный малышам), числ. (два способа) или мест. (что-то интригующее), такие сочетания называют именными.
  2. Если гл. слово – глаг. или отглагольная форма, такая как прич. и дееприч, то сочетание слов называют глагольным. Примеры зависимых существительных в словосочетаниях: топать ногами, сообщающий новость, составляя вопрос. Важно знать, что гл. слова часто используются с зависимыми именами существительными.
  3. Если гл. слово – наречие (как всегда заманчиво, где-то на берегу, направо от школы), то такие словосочетания будут называть наречными.

Функции словосочетания

Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.

  1. Уточняет информацию. Отдельное слово называет действие, признак, предмет или количество, но не передаёт их особенностей. Для создания чёткого образа требуется пояснение.
дом характеристика предмета отсутствует, создание образа затруднено
высокий дом появление уточняющих понятий конкретизирует образ
деревянный дом
бабушкин дом
старый дом
дом отдыха
  1. Служит материалом для построения предложений. С присоединением к подлежащему и сказуемому зависимых слов предложение становится распространённым, более информативным.
Подлежащие и сказуемое Зависимые слова Более информативное предложение
Шёл дождь. дождь (какой?) тёплый Прошлой ночью шёл первый тёплый весенний дождь.
дождь (какой?) первый
дождь (какой?) весенний
шёл (когда?) ночью
ночью (какой?) прошлой
дождь (какой?) нудный Целую неделю в городе шёл нудный моросящий дождь.
дождь (какой?) моросящий
шёл (где?) в городе
шёл (как долго?) неделю
неделю (какую?) целую

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий