Текст:Алексей Погребной-Александров:Акапелла

Историческая справка[править]

(источник)Хор Троице Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея

Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. В более широком смысле значения термина «акапелла» называют любое вокально-музыкальное исполнение солиста, вокального ансамбля, хора и/или комбинации их составов без какого-либо инструментального сопровождения. Стиль также развивался в светском певческом искусстве композиторами Возрождения, в том числе в мадригалах.

В профессионально-хоровом искусстве, пение «а капелла» определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в римской школе (Палестрина, Беневоли, Скарлатти). Следует учесть, что в XVII‒XVIII веках пение a cappella (особенно светское) могло сопровождаться солирующими инструментами или генерал-басом; затем стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.

Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно «а капелла». В древних (монофизитских) церквях Востока (Эфиопской, Коптской, Малабарской) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был знаменитый композитор Александр Гречанинов, однако это решение не было принято Поместным собором 1917—1918 гг.

(источник)Колыбельная. Александр Кварта и квартет акапелла

Пение а капелла широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX в. (соч. Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Виктора Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова; деятельность Синодального хора, Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение а капелла распространено во многих странах.

В разговорном языке музыкантов используется словосочетание «акапелльное пение» (не является термином).

Coldplay – Paradise.

–> –>

Eurythmics — Sweet Dreams Are Made Of This.

–> –>

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Падеж: ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Именительный акапе́льный акапе́льное акапе́льная акапе́льные
Родительный акапе́льного акапе́льного акапе́льной акапе́льных
Дательный акапе́льному акапе́льному акапе́льной акапе́льным
Винительный    одуш. акапе́льного акапе́льное акапе́льную акапе́льных
неод. акапе́льный акапе́льные
Творительный акапе́льным акапе́льным акапе́льными
Предложный акапе́льном акапе́льном акапе́льной акапе́льных

а·капе́льный

Прилагательное,  тип склонения по формуле — 1a.

Морфемный анализ (или — разбор слова по составу) демонстрирует из каких минимально-значимых осознаваемых частей (морфем) состоит разбираемое слово:  
  • Корень: -[[]]-.

Что такое акапелла?

671108.jpg

Акапелла – это пение нескольких голосов (ансамбля или хора) без музыкального сопровождения (аккомпанемента). Свои истоки берет в 17 веке. Данный термин часто ассоциируют с практикой папского богослужения. Акапеллой также называют вокальную партию, написанную и звучащую без инструментального сопровождения.

Изначально широко использовалась в церковной музыке и народном творчестве. Затем получила распространение в сочинениях Палестрины, творчестве композиторов нидерландской школы.

С другой стороны, акапелла – это стиль, который получил свое развитие в мадригалах, а также светском певческом искусстве.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий