Хлеб для репетиторов
На языке нужно постоянно общаться. У нас же всё сводится к перечитыванию текстов, заучиванию слов. Выучил, написал диктант, оценку получил и забыл. А ведь язык постоянно меняется. Некоторые слова выходят из употребления, появляются новые. А дети учат то же, что их родители, бабушки и дедушки.
«Иностранный у многих ребят не становится языком, нужным для жизни, — соглашается руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Осталась пока старая система обучения языкам — это отдельные предметы по 2 часа в неделю. Ребята не изучают другие дисциплины на иностранных языках, как было в языковых спецшколах. В простых школах в лучшем случае ребята умели переводить со словарём и пересказывать тексты по типу „мама учитель, папа работает на заводе, наша семья живёт в большом городе“. Язык перегружен изучением грамматики, тем самым он не становится живым. У нас немало школ в национальных республиках, где кроме русского языка дети учат ещё и родной язык. Вместе со вторым иностранным получается четыре языка, три из которых иностранные. Это перегруз».
«Как тут вводить второй иностранный, если дети ещё с одним не успели разобраться и почти поголовно ходят к репетиторам? И зачем обременять всех и толкать семьи на новые траты? — недоумевает Марина Власова. — Видимо, удобно, когда это висит на родителях».
Большинство родителей и преподавателей согласны, что второй иностранный язык нужно изучать по желанию.
«Там, где есть возможность качественно преподавать второй иностранный язык, её надо сохранить, — убеждена Ирина Абанкина. — Я бы не стала выносить изучение второго иностранного языка в факультативную часть, которая может быстро перейти в платную. А вот экзотические языки — японский, португальский, китайский и т. д. — можно вводить на платной основе факультативно».
Главное — учить второй иняз как живой язык коммуникаций, а не долбить ещё одну грамматику. Существует интересный опыт школ Дальнего Востока. Дети изучают второй язык по качественным программам онлайн. Учитель же работает как тьютор — помогает организоваться в группы, выполнять задания.
Насильно никого хорошо научить нельзя. Если ребёнок захочет выучить иностранный язык, то он сделает это и сам. А школа может в этом помочь. Или навсегда отбить желание.
</p>
Выучил и забыл?
«Здесь несколько причин, — считает преподаватель английского языка в аспирантуре ЦАГИ и переводчик Марина Власова. — Изучение иностранного языка в большинстве школ начинается со 2-го класса. Далеко не все дети к этому времени имеют хорошо сформированную речь на родном языке. А любой студент факультета иностранных языков педвузов помнит простую истину: нельзя начинать преподавание иностранного языка, если у ребёнка имеются логопедические проблемы.
И что такое два урока в неделю по 45 минут? Учитель должен пройти объёмную программу и отчитаться, что научил. Такая гонка приводит к тому, что у детей знания в голове не укладываются. Родителям приходится нанимать репетиторов уже с начальной школы или самим заниматься с детьми. Если уж мы хотим учить иностранному языку со 2-го класса, может, сделать его факультативным на первых порах? Наверняка почти все захотят ходить. Если занятия проводить в игровой форме и не ставить оценки, то дети увлекутся и дальше английский сам по себе пойдёт. А у нас в конечном счёте учение превращается в обязаловку с необходимым минимумом слов».
Есть и более серьёзная проблема — устаревшие учебники и методики. По словам Марины Власовой, часть учебников настолько кондовые и не подходят современным детям, что в буквальном смысле вредят. Но во многих школах продолжают на них сидеть. «Самое забавное, что нет корреляции между количеством часов, программами и заданиями ВПР и ЕГЭ, ОГЭ, — отмечает эксперт. — Дети проходят не то, что они в конечном счёте пишут в итоговых работах. Идёт захламление головы ребёнка ненужным материалом».
</p>