Как пишется слово «поменьше»: слитно или раздельно

Степени сравнения наречий

Некоторые наречия, образованные от прилагательных, имеют степень сравнения. Она указывает на меру выраженности признака, бывает сравнительной и превосходной. Сравнительная степень показывает на более сильную или слабую выраженность признака. Эта степень бывает двух форм. Если отрезать от основы (-о, -ко, -око) и написать суффикс (-ее/ей, -е, же, ше) получится простая форма. Составная образуется путем прибавления к начальной форме слов более/менее.

Поменьше относится к наречиям простой сравнительной степени. Поменьше пишется слитно, раздельно писать это слово нельзя. Лексема образована от слова «мало» нехарактерным образом, как и слова плохо — хуже, хорошо — лучше. Более стандартным способом образованы наречия: поглубже, поспокойнее, поинтереснее, потише, повыше, погромче, почище, подлиннее и другие.

«Мало» образовалось от наречия «меньше», а оно от прилагательного «меньший». Частица «н» пишется отдельно со словами меньший, худший, лучший, больший. Ошибкой будет написать неменьший без пробела.

Какое правило применяется

Чтобы уяснить, слово немало как пишется слитно или раздельно, надо проследить способ образования словосочетания. Раздельно пишется НЕ с наречиями согласно правил тогда, когда слово заканчивается на -о при наличии (или подразумевании) противопоставления. Также при наличии слов усиливающих отрицание, например, ничуть не, вовсе не и других, зависимо от содержания предложения.

Слитное написание НЕ с наречиями обязательно тогда, когда слово заканчивается на -о в сочетании слов, усиливающих степень качества, например: весьма, совсем немало и другие и когда можно заменить синонимом без НЕ.

Часто возникают затруднения при написании НЕ и НИ, например, нимало или немало как пишется правильно. Частица НИ употребляется в значении усиления отрицания, часто она относится к повторяющемуся соединительному союзу. В этих случаях правильно писать раздельно.

Морфологические и синтаксические свойства

Наречие, неизменяемая часть речи, образованная от других частей речи, отвечающая на вопросы обстоятельств. Чаще всего в предложении оно поясняет глагол или выполняет роль обстоятельства при нем. Но бывают случаи, когда наречия поясняют имена прилагательные или существительные или самих себя. 

Разбор слов по составу

При слитном написании морфема немало состоит из приставки не-, корня -мал-, суффикса -о, она же составляет и основу слова; разделяется на три слога с ударением на втором.

немало

При раздельном написании словосочетание состоит из отрицательной частицы не и лексической единицы мало, которая разделяется на корень мал- и суффикс -о, с ударением на первом слоге.

Значение

Морфема походит от имени прилагательного малый, в значении мелкий, невзрачный, незначительный. Как наречие, лексическая единица обозначает сравнение, количество.

Синонимы

Синонимы всегда помогают нам более точно изъясняться, делают нашу речь более привлекательной, колоритнее. Наиболее распространенным синонимом будет слово много.

«Казавшееся незыблемым исчезает»

— «Лаванду» узнают с трех нот миллионы слушателей. Вы — один из самых популярных отечественных композиторов-песенников 20-го века, ощущаете ли вы себя актуальным и востребованным сегодня?

— Со времени премьеры песни «Лаванда» в 1985 году, конечно, все очень сильно изменилось — и в жизни, и в мире, и в музыке. Но я по-прежнему занимаюсь сочинением песен — значит, востребованный! И это большое счастье. Все, что касается оценок востребованности — по принципу «больше-меньше» или «сильно-слабо» — это бесконечный разговор, в который авторам, как мне кажется, не стоит включаться. Слушатели решают сами, какие им песни ближе, какие песни для них важны, а какие они забывают. Многое, что казалось незыблемым, потихонечку бледнеет и исчезает. И это касается не только музыки.

— Каким вам видится будущее русской национальной песни в формате концерта, парада, застолья? Что останется от народной традиции пения и песни, которую подхватило ваше поколение?

— То, что мы понимаем под отечественной песней, будь то советская, будь то русская песня — это в первую очередь мелодика и родной язык. Эти основы остаются. Но форма песни и ее восприятие меняется. Сегодняшняя молодежь не очень рвется к застольному пению, но — парадокс — караоке существует. Мне кажется, что песне, как и многим другим вещам в жизни, свойственна цикличность. Новым поколениям нужны новые песни, поэтому они отторгают звучание и манеру исполнения предшественников. А заодно и «форму потребления» музыки. Но жизнь циклична, ее колесо постоянно вращается. Так что есть ощущение, что в определенный момент оно вернется в исходную позицию — а это значит, что песня станет снова тяготеть к мелодике и тексту, наполненному смыслом. Ведь это, как говорят музыканты, доминанта песенного творчества.

А вот что является русской песней с научной точки зрения — это вопрос сложный. Многие ученые считают, что копать надо гораздо глубже, чем до уровня послереволюционного времени.

full-16209827673OQchQhsRKW243innwceGIf6fjh0BMQQjub4I1nR.jpegТАСС &nbsp/&nbspСергей Фадеичев

Ваше творчество много лет было связано с Софией Ротару. Есть ли у вас новые совместные работы?

— София Ротару — замечательный человек и певица, но мы живем в разных странах, а сегодня, как вы понимаете, ситуация еще и крайне политизирована. Но пройдет и это — вот только когда? Вчера я разговаривал с ее сыном, Русланом Евдокименко, который сейчас ведет дела мамы. Он великолепный продюсер — именно он помогает ей с подбором репертуара и аранжировками, и он перфекционист в этом деле.

Соня живет в Киеве. Несмотря на все политические перипетии, любовь к Софии Ротару у нас в народе, как мне кажется, не угасла. Человеческая энергетика, исходящая от Софии Михайловны, всегда находила отклик, трогала сердца людей. Наша дружба не прекращается вот уже 36 лет — а это большой срок.

В ближайшее время записывать что-то новое мы не планировали, но песни — это то, что порой появляется абсолютно спонтанно. Так что, если появится, я с удовольствием эту песню запишу в студии — и мы ее представим публике.

— Как относитесь к своей легендарной песне «Лаванда»? Дорога ли она вам?

— Песня была написана как раз 36 лет назад, с нее и началось мое знакомство с Ротару. Я рад, что песня продолжает жить: я ее периодически слышу в самых разных вариантах и интерпретациях. Я отношусь к «Лаванде» более чем хорошо, она у меня вызывает сильные ностальгические чувства. И Ротару, насколько я знаю, к ней тоже относится с большим пиететом, она неизменно является частью ее концертной программы.

Сейчас уместно вспомнить историю первого исполнения «Лаванды». Она впервые прозвучала в «Новогоднем огоньке» в исполнении дуэта Ротару и Яака Йоалы. К сожалению, Йоала ушел из жизни, так что повторить дуэт невозможно.

full-16209828706eKyfceV6iCZpRTe1A4WFK4KI8FpkODmg1PlbleM.jpegТАСС &nbsp/&nbspВиталий Созинов

«Времена всенародных хитов прошли»

— Какое место сегодня занимает песенный жанр? Вам тесно в его рамках?

— Я постоянно занимаюсь музыкой — это, в основном, песни и музыка к кинофильмам. В данный момент пишу музыку для сериала. У меня была идея насчет мюзикла, я даже начал делать эскизы, но потом все как-то затихло, остановилось. Дело в том, что такие проекты надо «тащить», занимаясь большим количеством организационных вопросов — и это помимо музыки. Я понял, что мне это тяжеловато. С песнями все проще, хотя тонкостей хватает.

Конечно, хочется, чтобы песня «пошла в народ», но, как мы уже говорили, сегодня это практически несуществующее явление. Если я вам задам вопрос о популярной сегодня песне, которую знают все, то вы вряд ли на него ответите — и, на самом деле, таких песен больше нет. Времена больших кроссовер-хитов, песен, апеллирующих ко всем поколениям слушателей, прошли. Сегодня, конечно, есть заметные песни, но они популярны у какого-то определенного слоя слушателей, при этом абсолютно не известны любителям других стилей и жанров. Да и живут они 15 минут.

Причина? Просто произошла серьезная онлайн-революция — изменились способы распространения и восприятия музыки. Старые стереотипы рушатся. Молодому человеку сегодня предоставлен огромный спектр развлечений, и музыка приоритетом в этом списке не является. Выход пластинки даже любимого артиста сегодня — это не событие.

— То есть музыкальная индустрия с системой звезд, мега-тиражами и гонорарами, с живыми концертами для многотысячную аудиторией перестанет существовать?

Предсказать, какой станет новая конфигурация шоу-бизнеса, пока не берется никто — ведь тут еще и пандемия наслоилась, изменив правила игры.

Сегодня у нас другие звезды: Ольга Бузова популярна, потому что она популярна — какая она певица или телеведущая, не имеет значения. Это совсем другой тип «звездности», другой тип взаимоотношений с публикой — ее 20 миллионов подписчиков в Instagram и есть ответ. Поэтому сравнение старых и новых «героев» — дело очень сомнительное.

Не так давно в неловкой ситуации оказалась певица Лариса Долина, когда она в программе Максима Галкина «Музыкалити» стала убеждать молодую блогершу по имени Валя Карнавал, что ей сначала надо научиться петь, а уже потом записывать песни. Лариса не поняла, что девочка и не собирается учиться пению, она уже научилась «делать хайп». И это сегодня гораздо важнее для успеха. И то, что тинейджер Валя Карнавал не знает песен Долиной — в этом нет ничего особенного. А хорошо это или плохо — это уже другая тема.

full-1620982957calnirXvLxHNNhvetVlLvvzEggoAS6NCFHNenFps.jpegPrt Scr youtube.com &nbsp/&nbsp Gazgolder

— Профессия «композитор» останется?

Пока остается.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий