Фонетический разбор слова «метель»

Предварительный просмотр:

Дата:  24.11.2020                                                                                                                  ФИО учителя:  Кузнецова В.В.

 Школа: 152                                                                                                                        ФИ студента: Саматова А.А.

Класс: 1 «б»                                                                                                                       ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 212

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Тема: «Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука»

Цель деятельности учителя: создание  условий для знакомства с буквой «Ь», развития речи учащихся, формирования умения читать слова и предложения с изученной буквой, работать с текстом и расширить представления о многозначности слов.                      

Планируемые результаты

Предметные:

знать: характеристику буквы «Ь», графический образ печатной буквы Ь;

уметь: характеризовать букву Ь, сравнивать между собой слова, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст вслух. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст.

Личностные:

        —осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-проводить самооценку своих действий, поступков;                                                                                                                                                                          -устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.Тип урока: урок  «открытия» нового знания

Оборудование: «Азбука». 1 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон. носителе. В 2ч.Ч 2/  [В.Г.Горецкий, Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина ].-4-е изд. – М. : Просвещение, 2013.-127 с. : ил. –(Школа России)., Презентация; раздаточный материал.

Челябинск, 2020

Этап урока  

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа

Психологический настрой

Рифмованное начало урока

Артикуляционное упражнение

2 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альфия Амуровна. Сегодня урок проведу у вас я .

           Настроимся на работу.

  Начинаем наш урок.

1.Речевая разминка.

— На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка. Упражнение «Пятачок»

— вытянуть губы и растянуть в улыбке. Пятачок хмурится и улыбается.                                                          

Упражнение на постановку дыхания «Свеча»

— бесшумный вдох через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать». Выдох через плотно сжатые губы.

Приветствуют учителя

— Здравствуйте!

Р: . Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

К: Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

II.Актуализации знаний  и мотивация

Словесный, учебный диалог

Анализ текста

Метод проблемного изложения

4 мин

-Посмотрите на слайд. Прочитайте текст.

Ленивый и Прилежный

«Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит Ленивый.

«Завтра погуляю, а сейчас поучусь», — говорит Прилежный.

— Какое предложение вы выберете для себя? Почему?

Каких людей называют прилежными, каких ленивыми?

Какая новая буква появилась в тексте?

-Верно.

-Посмотрите на с. 10 в учебнике. Посмотрите на лесную поляну.

— Кто сидит на полянке?

-Какое время года изображено на картинке?

-Лось и заяц очень любят играть в слова.  Они пишут их на снегу.

— Вот какие слова записали они на снегу –

лос  сол   ел   пен

Понятны ли слова?

— С какой проблемой они столкнулись?

-А вы хотите узнать, как записать эти слова? Зачем в словах пишется мягкий знак?

-Хотите узнать?

Читают пословицы.

Примеряют их на себя

-Прилежные люди-это те люди, которые усердно работают, старательны.

-ленивые-это те люди, которым ничего не надо, целый день лежат и ничего не делают.

Новая буква в слове поучусь

-Читают слова с карточки

-Рассматривают картину.

-лось и заяц

-Зима

-Отвечают на вопросы учителя

Они не знают букву ь

-нет

-да

Л: включение в учебную деятельность

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III.Постановка учебной задачи

Словесный,

беседа

2 мин

Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке?                

— Сформулируйте цели нашего урока, используйте слова, записанные на экране:

Познакомимся…

Научимся…

Узнаем, что показывает…

И поможем Лосю и Зайцу справится с возникшей проблемой.

— с буквой «Ь»

Познакомимся с новой буквой ь

Научимся читать слова с ь

Узнаем, что показывает ь

Р: В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»

IV. Этап «Открытия нового знания»

Словесный: учебный диалог

Фонетический анализ

Звукобуквенный анализ

10 мин

-Ребята, как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают звука?

-Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим на полях слово гусь и гуси?

— — Чем похожи и чем различаются схемы этих слов?

— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков?

— Имеется ли на конце слова «гусь», хотя бы одна из этих букв?

— Почему же тогда звук [ с,] произносится мягко?

— В чем же секрет мягкого знака?

— Посчитайте, сколько букв в слове «гусь».

— Сколько звуков в этом слове?

— Почему в слове «гусь» букв больше, чем звуков?

-Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, но обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Физминутка

«Ветер»

Ветер дышит, дышит

И деревья все колышет.

Ветер тише, тише,

А деревья выше, выше.

Сядем тише, тише.

Руки вверх — глубокий вдох. Затем — в стороны, взмах кистями. Снова вверх — глубокий вдох. И вниз, продолжительный выдох. Дети садятся за парты.

-1. Прочитайте слова вполголоса.

2.Прочитайте по цепочке, по одному слову.

3. Назовите слова, которые обозначают один предмет.

Сколько слогов?

-Назови слова, которые обозначают много предметов.

-Сколько слогов?

-Почему так происходит, что в словах, которые в ед. числе два слога, а те, которые во мн. числе три слога?

-мягкость предшествующего согласного звука может обозначаться в двух случаях. В каких?

-Придумайте свои пары слов

хорошо.

-Как обозначена мягкость согласных в этих словах?

-Думают, размышляют.

 — Ответы детей.

— И, Е, Я. Как в слове «гуси» буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звук [с,]

Нет

— В слове «гусь» есть Ь. Эта буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

— Мягкий знак обозначает мягкость предшествующий согласный.

 4 буквы.

3 звука.

Мягкий знак не обозначает звука. Он обозначает мягкость предшествующий согласный.

-выполняют физминутку

Читают слова

-голубь, лебедь

-два слога.

-голуби, лебеди

-три слога

-потому что мягкий знак не обозначает звука. Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

-1) буквами е,ё,и,я

2) буквой Ь

-Мышь-мыши

Лошадь-лошади

-гласными буквами и буквой Ь

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

К: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

П:Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

П:Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

К: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

V.Первичное закрепление

Практический:

Чтение и анализ текста

Выбор слов из текста с новой буквой

 6 мин

Чтение текста (учениками).

1) чтение жужжащее;

2)чтение вслух по цепочке;

-О ком говорится в рассказе?

 -Что насыпали мальчики лосю?

 -Как можно назвать рассказ?

-Чем питается лось?

 Выборочное чтение. Прочитайте слова с Ь.

-Чего больше в этих словах, букв или звуков?

-Почему?

 -составьте схему к слову «соль».

-Кто-нибудь составьте у доски.

-молодцы.

 В тексте говорится о лосе

-листьями и солью

-соль

-читают слова с мягким знаком

-«Как живет лось».

-Букв

-Потому что мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука. Мягкий знак не обозначает звука.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р: Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

VI. Самостоятельная работа

Словесный: учебный диалог

Практический: работа со схемами

 VII Включение в систему знаний

Составление слов с изученной буквой

6 мин

На партах лежат конверты со слогами. Составьте из них слова и сопоставьте их со схемами. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним правило.

-Что обозначает мягкий знак?

-обозначает ли звук?

Слова:

Окунь

Лебедь

Схемы:

Давайте проверим. Кто-нибудь выйдете к доске и сопоставьте слова со схемой.

-У всех так? Молодцы.

-Составляют слова из слогов и сопоставляют с схемами.

-мягкость предшествующего согласного

-нет

-Работают самостоятельно.

-Сопоставляют слова со схемой

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

К: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

П:Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

П:Понимать

Давайте теперь поможем Лосю и Зайцу справиться с проблемой.

— Какую необходимо дописать букву? 

—  Какие слова получились? 

-Составим предложение с одним из слов.

-повторим правило. Что обозначает «Ь»?

-Обозначает ли «Ь» звук?

-Верно.

-Как обозначается мягкость согласного звука на письме?

Составляют предложение, отвечают на вопросы учителя.

-Да

-Мягкий знак

-Лось

-Соль

-Ель

-Пень

-Лось ест соль.

-мягкость предшествующего согласного звука

-Нет, мягкий знак не обозначает звука.

-с помощью гласных и с помощью мягкого знака

информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

К: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный анализ, самооценивание

2 мин

— С какой новой буквой познакомились?

 — Какова роль ь?

-С помощью мягкого знака можно превратить слова с одним значением в другие слова с другим значением.

Например: угол-уголь. Попробуйте и вы. На слайде представлены слова, а вы их образуйте в новые слова.

Мел-

Быт-

Шест-

Быт — повседневный привычный уклад жизни человека

Мель — возвышение дна в море, реке, озере, затрудняющее судоходство.

Шест-длинная тонкая палка.

-Почему в словах с мягким знаком букв больше, чем звуков?

 — Какие слова с мягким знаком вы запомнили?

— Что на уроке было особенно интересным?

— В чём испытали трудность?

-с буквой Ь

-обозначает мягкость предшествующего согласного

-Мель, быть, шесть

-Потому что Ь звук не обозначает.

-отвечают на вопрос учителя

Р: самоанализ, самооценка

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

Ленивый и Прилежный «Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит Ленивый. «Завтра погуляю, а сейчас поучусь», — говорит Прилежный.

Слайд 3

ЛОС СОЛ ЕЛ ПЕН

Слайд 4

Тема : «Буква Ь-показатель мягкость предшествующего согласного звука»

Слайд 5

Познакомимся… Научимся… Узнаем, что показывает…

Слайд 6

Познакомимся с новой буквой Ь Научимся читать слова с Ь Узнаем, что показывает Ь

Слайд 7

ЛОС СОЛ ЕЛ ПЕН

Слайд 8

ЛОС Ь СОЛ Ь ЕЛ Ь ПЕН Ь

Слайд 9

МЕЛ- БЫТ- ШЕСТ-

Слайд 10

МЕЛ- МЕЛЬ БЫТ- БЫТЬ ШЕСТ- ШЕСТЬ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий