Антон Чехов Каштанка: читаем краткое содержание в режиме онлайн

Сюжет рассказа «Каштанка» кратко

В рассказе Чехова «Каштанка» читать можно о молодой рыжей собаке помеси дворняжки и таксы – Каштанке. В тот день когда она оказалась на незнакомом тротуаре ее хозяин – столяр Лука Александрыч надел шапку, взял какую-то деревянную штуку и позвал собаку с собой. Сначала они пошли к заказчику, но он жил далеко поэтому столяр несколько раз заходил в трактир. После заказчика они зашли к сестре, потом к знакомому переплетчику, затем в трактир. В общем когда они возвращались столяр был пьян как сапожник. Лука Алесандрыч то бранил, то ласкал собаку. В одно из таких ласканий заиграла музыка, по улице шел полк. Столяр взял под козырек, а Каштанка испугалась и забегала взад-вперед. Когда она очнулась хозяина на тротуаре уже не было. Она попробовала его найти по запаху, но кто-то прошел в новых калошах и перебил все запахи. Каштанка пометалась в поисках пока не устала. К этому времени совсем стемнело. Она легла около какого-то подъезда и уснула.

Утром, когда ее уже совсем было засыпало снегом, ее разбудил удар двери в бок. Она жалобно завыла. Незнакомец пожалел ее. Он позвал ее с собой в комнату и накормил. Каштанка съела много, но не наелась. Пока незнакомец курил Каштанка обнюхала комнату – странно здесь нечем не пахло, не то что у столяра. После незнакомец принес ей матрасик и велел спать, а сам ушел. Собака долго не могла заснуть, вспоминая Луку Александровича и его сына Федюшку, но затем теплота и полный желудок взяли свое.

Проснулась главная героиня рассказа Чехова «Каштанка» когда было уже совсем светло. В комнате некого не было, но была дверь в соседнюю комнату. Там спал вчерашний незнакомец. Затем была еще одна комната. Там спал кот. Когда Каштанка вошла он вскочил и выгнул спину. Каштанка испугалась, но дабы не подать виду загавкала и приблизилась еще ближе. Кот ударил ее лапой по морде, а гусь, который подкрался сзади ударил клювом по спине. Прекратил драку вчерашний незнакомец. Он велел Фёдор Тимофеевичу – так звали кота, лежать, а Иван Ивановичу – так звали гуся, идти на место. Собаке же он решил дать кличку Тетка и вышел.

Далее в нашем произведения Чехова «Каштанка» кратком содержании читать можно о том, как незнакомец вновь вернулся. С собой он принес странную вещь в виде буквы П на которой был привязан колокол и пистолет на веревочке. Незнакомец предложил Иван Ивановичу поклониться, что и выполнил гусь, затем умереть – гусь увалился на спину задрав лапы вверх, а когда незнакомец закричал: «Пожар!», гусь зазвонил в колокол.  Это представление продолжалось еще долго, и захваченная Каштанка несколько раз начинала бегать и лаять около гуся, пока незнакомец не осаживал ее. Затем незнакомец попросил старушку Марью привести Хавронью Ивановну – это оказалась свинья. Следующие номера свинья, кот и гусь уже выполняли втроем. Что-то получалось, что-то нет и незнакомец долго объяснял, что он хочет. Когда ученье кончилось незнакомец вытер пот со лба и ушел, а Каштанка осталась ночевать с котом и гусем. Свинью из их комнаты увела старушка.

Так прошел месяц. Главная героиня рассказа «Каштанка» Чехова обвыклась с новой жизнь. Днем обычно были тренировки у кота, гуся и свиньи. Вечером незнакомец забирал их и уходил. И собаке, как в книге Троепольского «Белый Бим черное ухо», оставалось только грустить и вспоминать запах стружки и лака. Но однажды незнакомец решил и из Тетки делать артиста. Сначала он учил ее ходить на задних лапах, потом прыгать за куском сахара, выть под музыку, стрелять и многому другому. Еще через месяц Каштанка уже могла заменить Федора Тимофеевича в «египетской пирамиде». Это когда гусь становился на спину свинье, а Каштанка забиралась на спину гусю. Каждый получившийся трюк собака сопровождала радостным лаем, а незнакомец говорил: «Талант! Талант! Несомненный талант!». Каштанка так привыкла к этому высказыванию, что уже даже вскакивала, когда слышала это слово.

В ту ночь Тетке не спалось. Ей снились страшные собачьи сны и казалось, что в комнате кто-то есть. Несколько раз она начинала из-за этого гавкать. Иван Иваныч же лежал, вытянув шею и растопырив крылья. Периодически он кряхтел. Федор Тимофеевич тоже возился на своем матрасике. Несколько раз заходил Хозяин. Он приносил воды Иван Ивановичу, но тот даже не пошевелился. Хозяин сказал, что понял, это все из-за того, что на гуся сегодня наступила лошадь. Но он не знал, чем помочь своему артисту и только приговаривал: «Что ж теперь делать?». На рассвете пришел дворник, он взял гуся за лапы и унес куда-то. А затем пришла тетка и унесла корытце.

Далее в рассказе Чехова «Каштанка» читать можно о том, как однажды вечером Хозяин сказал, что сегодня он возьмет с собой Тетку и кота. Тетка должна будет заменить гуся в «египетской пирамиде». Всю дорогу до здания похожего на опрокинутый супник хозяин очень волновался и все время повторял: «Осрамимся, провалимся!». Здесь он взял тетку на руки и сунул под шубу, там уже сидел кот. Пока шли, Тетка один раз высунула нос и увидела комнату полную чудовищ, поэтому она скорее забралась обратно под шубу. Пришли в какую-то комнату. Здесь хозяин разделся до панталонов, а затем нацепил на себя парик, размазал себе лицо краской, нарисовал брови, усы, одел широчайшие панталоны, курточку, разноцветные чулки и зеленые башмаки. Неожиданно заскочил какой-то человек во фраке и белой жилетке и сказал: «Мистер Жорж, пожалуйте!». Хозяин усадил Тетку и Федора Тимофеевича в чемодан и куда-то понес. Затем его поставили и щелкнули защелками. В лицо ударил яркий свет.  Этот новый мир от пола до потолка был полон лиц и ревел. Тетка выполнила команду седеть, а затем, когда Хозяин заиграл на дудочке завыла. В это время где-то на верхних ярусах кто-то сказал: «Тетенька, да ведь это Каштанка». Затем послушался свист и два голоса позвали Каштанку. Она обернулась и увидела два знакомых лица. В тот же миг она упала со стула и понеслась к этим лицам. Через ограду яруса она перепрыгнуть не смогла и чьи-то руки помогли ей. А уже через пол часа она шагала с Лукой Александрычем и Федюшкой. А комната с грязными обоями, обучением, вкусными обедами и цирком казались ей перепутанным тяжелым сном.

Суть

Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.

В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.

Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству. Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.

Всё возвращается на круги своя.

Анализ по произведению Каштанка

Основным персонажем произведения является небольшая собачка по кличке Каштанка, через восприятие которой ведется повествование рассказа.

Писатель представляет Каштанку в образе настоящего живого существа, отличающегося собственным душевным состоянием, способным на переживания, предаваясь отчаянию, испытывая тревожные моменты, тоскуя и радуясь.

Каштанка на всем протяжении повествования описывается в различных изображениях в виде порой ласкового, угрюмого, сердитого, резвого пса, а иногда плачущей, восторженной собачонки.

Писатель использует художественные приемы, раскрывая отдельные частные факты и явления, для отображения своеобразного жизненного опыта собаки, которая в своем сознании подразделяет всех людей на хозяина и заказчика. Обстановку в доме подобравшего Каштанку циркового клоуна собака воспринимает в качестве бедной, хотя в доме нового хозяина присутствует богатое убранство в виде ковров, диванов, кресел. Обстановка же прежних хозяев, столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, Каштанка воспринимает как самую прекрасную, правда в ней имеются лишь столярная стружка, инструменты и примитивные предметы.

Для изображения примитивных собачьих представлений писатель пользуется методами сравнения и употребляет слова, доступные и привычные, с его точки зрения, Каштанке, сознательно не применяя всем известные выражения, заменяя их на собачье описание, известное ей из собственной жизни. Кроме этого, автор комически изображает мыслительный процесс собачки, переносящей свои представления на человеческие чувства, в сцене ночного беспокойства Каштанки о возможности обнаружения хозяином спрятанной ею в пыли шкафа куриной лапки и страха от потери любимого лакомства.

Читайте также:  Характеристика и образ Оксаны из повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

С особой выразительностью описываются в рассказе тонкие запахи, различающиеся Каштанкой с ее сильным собачьим обонянием, а также различные поведенческие манеры животных, обитающих совместно с Каштанкой у циркового клоуна, как-то ленивый и флегматичный кот, болтливый гусь, добродушная и веселая свинья.

Раскрывая образ главной героини произведения, Каштанки, писатель создает в виде второстепенных образов рассказа ярких представителей человеческого мира, с которыми встречается собака на своем жизненном пути, включая доброго и заботливого дрессировщика, вечно пьяного столяра, шаловливого мальчика.

Главная мысль

Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.

Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.

Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий