Анализ басни Крылова «Обоз»: произведение, актуальное в современном мире

Анализ басни Крылова «Обоз»

Знаменитый баснописец даже не подозревал о том, что идеально передал в изложенном сюжете современную ситуацию на дорогах. Басня «Обоз» Крылова оригинальным образом показывает поведение некоторых участников движения, которые вечно недовольны манерой езды других людей. В монологе молодой лошади проскальзывают типичные фразы современного автомобилиста, а ведь стоит заметить, что во времена бытности Ивана Андреевича присутствовал как раз-таки каретный транспорт… Выполняя анализ басни Крылова «Обоз», складывается впечатление о том, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, которые управляли конницами. Неужели на дорогах нашей страны в 18 веке была аналогичная сегодняшней ситуация? Как знать.

334185.jpg

Анализ басни Обоз

Басня И.А. Крылова «Обоз» учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально — так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.

Лошадка в басне отождествляет именно того человека, который любит раздавать всем советы и критиковать. Но как только она сама впряглась, ей не удалось пройти и нескольких шагов, как хозяйские горшки были разбиты, а весь воз оказался в канаве.

Под образом коня скрывался образ того человека, который делает всё сам, но окружающие, которые считают, что знают всё лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.

Перенеся эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания под силу каждому и многие любят это делать, но по-настоящему умный и мудрый человек не должен прислушиваться к таким советчикам и обращать на них внимания, ведь сами они, как правило, могут ничего не смыслить в данном занятии и давать советы только с целью повышения собственного авторитета в глазах других.

Рассказывает о лошаде, котрая смеется над другой осторожной. А когда сама начинает везти обоз, так разбивает горшки.

О, смех — великое дело! Гоголь

Звери мои за меня говорят И.А.Крылов

Тема урока: Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие».

Ход урока

Оргмомент. Цели урока: познакомиться с исторической основой басен И.А.Крылова. Увидеть глубину философской мысли баснописца, понять мнение автора по важным политическим и историческим вопросам, анализ художественного текста (басни) .

С именем И.А.Крылова вы знакомы уже давно, но у многих складывается мнение, что он детский писатель. Как вы думаете, почему такой стереотип создался (кто герои Крылова?, животные, сказки о животных)

К какому роду литературы относится басня? (лироэпическому ) По теории трех штилей басня относится к высокому, среднему или низкому стилю? (низкий ) Почему- вызывает смех. Какова же цель комического в литературе? (смех сквозь слезы ) А писателям -сатирикам было не до смеха. Гонения, ссылки, цензура.

На ваших столах лежит басня Измайлова-современника Крылова «Происхождение и польза басни »

Саша читает наизусть

Беседа по басне:

Почему нагая правда вызвала раздражение правителя?

Что значит в блестящей дорогой одежде? Прием- метафора

Чем басня покоряет сердца слушателей, как и в басне с царем произошло- иносказательная манера, аллегория, герои отвлеченные,

Благодаря басням в обиход вошло много крылатых выражений и фразеологизмов.. Сейчас я предлагаю вам вспомнить их в викторине. Сюжеты и эти выражения могут вам пригодиться на ЕГЭ и ГИА в качестве литературных примеров.

Учащиеся:

И.А.Крылов стал классиком еще при жизни. А творения его понятны всем. Но не всегда мы знаем предысторию басен- повод для их написания. Сегодня мы проведем историческое расследование и посмотрим на знакомые басни под другим углом зрения.

Павел Историческая основа басен Крылова.

Саша «Кот и повар»

Лиза «Кот и щука»

Какой вывод можно сделать после сообщения?

Каким человеком и гражданином предстает И.А.Крылов в своих творениях.

А теперь предлагаю обратиться к тексту басни «Обоз» для детального анализа.

В каких сточках басни заключается мораль? Старый конь борозды не испортит

Проверка домашнего задания- таблица. Какие герои противопоставлены друг другу? Прием- антитеза, контраст

Какие художественные средства использует автор для придания образности.

Аллегория конь Кутузов, лошадь Александр и его молодые генералы

Эпитеты (легонько) фразеологизм- выйдешь из терпенья

Олицетворения — говорят животные сравнение как рак,

Разговорная оценочная лексика (хваленый конь, осел, уж, принять влево) и грамматика- бух в канаву (междометные глаголы). Ряд однородных сущ- скорость передвижения лошади

Уменьшительно- ласкательная лексика (л ошадка)

«Лягушки, просящие царя» презентация «История создания»

Первый царь портрет, поступки, реакция подданных

Второй царь, портрет, поступки, реакция подданных

Тема: И.А.Крылов. Басня « Обоз».

ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук, Самарская область м.р.Борский, 2014г.

Тип урока: изучение лит.произвед.

Форма: у-беседа с элементами исследования

Образовательные:

Раскрыть идейно-художественное своеобразие басни

Совершенствовать навыки работы с худ. словом

Соверш. навыки анализа худ произвед.

Развивающие: Воспитательные Приемы обучения результат:

Эмоциональный настрой. Слайд 1 + портрет в книге!!!)

Учитель: мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока) Мотивационный этап. басня и что такое мораль в басне? (ответы уч-ся)

Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами: следим по тексту!

В морали басни явный намек на Александра I ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. (Слайд 2 : портрет Александра I), например, было проиграно Аустерлицкое сражение. (Слайд 3 : Аустерлицкое сражение)

Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. (

</span>Слайд 4 : портрет Кутузова)

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. (

</span>Слайд 5: портрет Наполеона)

Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.

Историческая справка

</span>: поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…» (Слайд 6 : портрет Батюшкова)

Содержательный этап.

</span>Учитель: назовите главных героев произведения

1 ряд — «обоз» и + созвучное слово «воз»;

2 ряд – «горшки», «осел»;

3 ряд – «конь» и « лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.

Вопрос: сколько действующих лиц в басне?

В начале урока я говорила о стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.

Вопрос: какое понятие шире?

Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и… Искусство ведения боя .| Наука о ведении боя.

</span>(видеофрагмент)

Выразительное чтение текста. Записываем в тетради слова, характеризующие главных героев:

Конь – добрый – (на крестце) понес!

Лошадь — молодая – ругает (коня).

Зачитываем, как ругает (конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)

Вопрос: что вышло на деле?

(телега раскатилась, конь помчал и упал БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)

Рефлексивный этап. З ачитываем еще раз главные слова в басне (мораль=идея) – запишем ее в тетради!

Ответьте на вопросы:

Аналитический этап. — Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?-Что понравилось и запомнилось больше всего?

Домашнее задание для всех : выучить басню наизусть.

Доп.задание: вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с моралью басни.

Как много раз мы удивлялись рифмованным историям Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его способностью проводить аналогию животных с людьми, и на примере его басен легко усваивали жизненные истины. Данного автора без зазрения совести можно назвать знатоком душ человеческих, ведь он способен указывать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько плохих человеческих качеств. Для чего это нужно? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить некоторые жизненные ситуации.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Обоз

Легко критиковать, когда сам только смотришь. А стоит самому взяться за дело, как сделаешь ошибок еще больше.

Басня Обоз читать

basni-krylova--oboz.jpg

«Обоз» Крылова — краткое содержание

Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие Впереди всего обоза шел опытный который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.

Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков. Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий