СКОЛЬКО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПАДЕЖЕЙ НА САМОМ ДЕЛЕ. О чём вам не рассказывали в школе

Как определять

падежи как определитьОпределение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.

Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:

  1. В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
  2. Задать вопрос к имени существительному.
  3. Определить окончание у существительного.

Например: Слышу зов папыЗов (кого?) пап-ы (Р. п.)

Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:

  1. В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
  2. Главное слово в словосочетании обозначить Х.
  3. Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
  4. Над стрелочкой написать вопрос.
  5. Определить падеж.
  6. Надписать падеж над существительным.

Значение

Существительные в форме косвенных падежей составляют словосочетания с другими существительными и глаголами, например: машина брата, писать роман. Существительные в предложном падеже определяются при помощи вопросов: где? о ком/о чем? на ком/на чем? в ком/в чём?, задаваемых к ним от глаголов. Например, на вопрос: «Где ребята?» возможен ответ: «Гуляют в лесу (в саду, во дворе)».

В словосочетаниях эти существительные передают разные значения, в зависимости от ситуации использования. Они могут указывать на место, где происходит что-нибудь:

  • стоять (где?) на дороге,
  • жить на севере страны;
  • собирать цветы на лугу,
  • сидеть в самолете, в машине, на стуле.

Мы любим гулять в лесу.

Указывать место, где находится что-то или кто-то:

  • остановить взгляд (на ком?) на человеке,
  • надето на Татьяне;
  • заработать (на чем?) на отзывах.

Они могут называть предмет или объект речи:

  • думать (о ком?) о Валентине, о Саше, о Марии Петровне,
  • мечтать (о чем?) о любви,
  • скучать о доме,
  • говорить о работе.

С самого утра думаю о новом пианино.

Некоторые окончания предложного падежа

Предложный падеж выражается разными окончаниями: в форме единственного числа -е, -у, -ю, -и, в форме множественного числа -ах, -ях.

Им. п

Предложный падеж: окончания

Ед. ч.

единственное число

множественное число

Что?

Где? на ком? на чём?

В ком? в чём?

О ком? о чём?

шкаф

на шкафу, в шкафу

о шкафе

в шкафах, на шкафах, о шкафах

музей

в музее

о музее

в музеях, о музеях

стена

на стене, в стене

о стене

на стенах, в стенах, о стенах

деревня

в деревне

о деревне

в деревнях, о деревнях

площадь

на площади

о площади

на площадях, о площадях

общежитие

в общежитии

об общежитии

в общежитиях, об общежитиях

шапка

в шапке,

в шапке

о шапке

в шапках, о шапках

папа

на папе

в папе

о папе

о папах

любовь

на любви

в любви

о любви

Любовь (имя)

на Любови

в Любови

о Любови

о Любовях

Примеры использования в контексте.

  • В музее имени Ч. Дарвина экспонаты находятся в закрытых шкафах.
  • В бетонной стене обнаружены пустоты.
  • Наша встреча назначена на площади Революции ровно в 12 часов.
  • В деревнях мужчины ходят в шапках зимой и летом.
  • Когда дети растут в любви, они становятся добрыми и чуткими.
  • В нашем офисе все держится только на Любови Николаевне.
  • На любви к искусству построены лекции, которые читаются в Русском музее.
  • Наш котенок любит валяться на столе перед диваном.

Как отличить именительный падеж от винительного?

В этом нам помогут три способа.

1. Существительное, которое стоит в именительном падеже, всегда является подлежащим. А вот существительное в винительном падеже может быть второстепенным членом предложения.

primer-padezh1-uznaychtotakoe-0.jpg

Итак, для определения падежа, определяем член предложения.

В этом предложении “Аня” — подлежащее, а “книги” — дополнение. Второстепенный член не может стоять в именительном падеже, значит “книги” — это винительный падеж.

2. Определяем есть ли предлог перед существительным. Если есть — падеж винительный!

primer-padezh2-uznaychtotakoe-cke.jpg

Есть предлог “на”, значит “стол” стоит в винительном падеже.

3. Если трудно определить член предложения, а предлога нет, остаётся третий вариант.

Нужно заменить неодушевлённое существительное на одушевлённое (или наоборот). Ведь винительный падеж отвечает на вопрос кого? что?, а именительный кто? что?

Смотрите:

Заменяем неодушевлённое слово “дождь” на одушевлённое “мама”:

Вопрос кто?, не кого? — значит падеж именительный. И в случае с “дождём” тоже.

Таблица

Русское название падежа Вопросы Предлоги Окончание
Единственное число Множественное число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный Кто? Что? (есть) — — -а, -я —, -о, -е -ы, -и, -а, -я
Родительный Кого? Чего? (нет) без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я —, -ов, -ев, -ей
Дательный Кому? Чему? (дам) к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Кого? Что? (вижу) в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е —, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный Кем? Чем? (горжусь) за, над, под, перед, с -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный О ком? О чём? (думаю) в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий