Содержание
Как определять
Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.
Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:
- В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
- Задать вопрос к имени существительному.
- Определить окончание у существительного.
Например: Слышу зов папы. Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)
Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:
- В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
- Главное слово в словосочетании обозначить Х.
- Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
- Над стрелочкой написать вопрос.
- Определить падеж.
- Надписать падеж над существительным.
Значение
Существительные в форме косвенных падежей составляют словосочетания с другими существительными и глаголами, например: машина брата, писать роман. Существительные в предложном падеже определяются при помощи вопросов: где? о ком/о чем? на ком/на чем? в ком/в чём?, задаваемых к ним от глаголов. Например, на вопрос: «Где ребята?» возможен ответ: «Гуляют в лесу (в саду, во дворе)».
В словосочетаниях эти существительные передают разные значения, в зависимости от ситуации использования. Они могут указывать на место, где происходит что-нибудь:
- стоять (где?) на дороге,
- жить на севере страны;
- собирать цветы на лугу,
- сидеть в самолете, в машине, на стуле.
Мы любим гулять в лесу.
Указывать место, где находится что-то или кто-то:
- остановить взгляд (на ком?) на человеке,
- надето на Татьяне;
- заработать (на чем?) на отзывах.
Они могут называть предмет или объект речи:
- думать (о ком?) о Валентине, о Саше, о Марии Петровне,
- мечтать (о чем?) о любви,
- скучать о доме,
- говорить о работе.
С самого утра думаю о новом пианино.
Некоторые окончания предложного падежа
Предложный падеж выражается разными окончаниями: в форме единственного числа -е, -у, -ю, -и, в форме множественного числа -ах, -ях.
Им. п |
Предложный падеж: окончания |
|||
Ед. ч. |
единственное число |
множественное число |
||
Что? |
Где? на ком? на чём? |
В ком? в чём? |
О ком? о чём? |
|
шкаф |
на шкафу, в шкафу |
о шкафе |
в шкафах, на шкафах, о шкафах |
|
музей |
в музее |
о музее |
в музеях, о музеях |
|
стена |
на стене, в стене |
о стене |
на стенах, в стенах, о стенах |
|
деревня |
в деревне |
о деревне |
в деревнях, о деревнях |
|
площадь |
на площади |
о площади |
на площадях, о площадях |
|
общежитие |
в общежитии |
об общежитии |
в общежитиях, об общежитиях |
|
шапка |
в шапке, |
в шапке |
о шапке |
в шапках, о шапках |
папа |
на папе |
в папе |
о папе |
о папах |
любовь |
на любви |
в любви |
о любви |
|
Любовь (имя) |
на Любови |
в Любови |
о Любови |
о Любовях |
Примеры использования в контексте.
- В музее имени Ч. Дарвина экспонаты находятся в закрытых шкафах.
- В бетонной стене обнаружены пустоты.
- Наша встреча назначена на площади Революции ровно в 12 часов.
- В деревнях мужчины ходят в шапках зимой и летом.
- Когда дети растут в любви, они становятся добрыми и чуткими.
- В нашем офисе все держится только на Любови Николаевне.
- На любви к искусству построены лекции, которые читаются в Русском музее.
- Наш котенок любит валяться на столе перед диваном.
Как отличить именительный падеж от винительного?
В этом нам помогут три способа.
1. Существительное, которое стоит в именительном падеже, всегда является подлежащим. А вот существительное в винительном падеже может быть второстепенным членом предложения.
Итак, для определения падежа, определяем член предложения.
В этом предложении “Аня” — подлежащее, а “книги” — дополнение. Второстепенный член не может стоять в именительном падеже, значит “книги” — это винительный падеж.
2. Определяем есть ли предлог перед существительным. Если есть — падеж винительный!
Есть предлог “на”, значит “стол” стоит в винительном падеже.
3. Если трудно определить член предложения, а предлога нет, остаётся третий вариант.
Нужно заменить неодушевлённое существительное на одушевлённое (или наоборот). Ведь винительный падеж отвечает на вопрос кого? что?, а именительный кто? что?
Смотрите:
Заменяем неодушевлённое слово “дождь” на одушевлённое “мама”:
Вопрос кто?, не кого? — значит падеж именительный. И в случае с “дождём” тоже.
Таблица
Русское название падежа | Вопросы | Предлоги | Окончание | |||
Единственное число | Множественное число | |||||
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | ||||
Именительный | Кто? Что? (есть) | — — | -а, -я | —, -о, -е | — | -ы, -и, -а, -я |
Родительный | Кого? Чего? (нет) | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг | -ы, -и | -а, -я | -и | —, -ов, -ев, -ей |
Дательный | Кому? Чему? (дам) | к, по | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | Кого? Что? (вижу) | в, за, на, про, через | -у, -ю | -о, -е | — | —, -ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный | Кем? Чем? (горжусь) | за, над, под, перед, с | -ой (-ою), -ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | О ком? О чём? (думаю) | в, на, о, об, обо, при | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -ях |