Одиночество и неумение общаться

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

KMO_148127_00724_1_t218_205739.jpg

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

У вас появились симптомы дислексии?Точно диагностировать заболевание может только врач. Не откладывайте консультацию — позвоните по телефону +7 (495) 775-73-60

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Ты во всём винишь окружающих людей

Одна из самых частых причин неумения признавать свои ошибки — это убежденность в том, что виноват в них не ты, а кто-то другой. Ты можешь винить в них своих близких, любимого человека, коллегу или общество. Также ты можешь оправдывать себя фразами «Я бы не сделал так, если бы не твой совет», «Так принято в обществе» или «Меня воспитали таким».

Всё это, в сущности, всего лишь формы перекладывания ответственности. И ты не перестаешь быть виноватым в своей ошибке, даже если действовал в соответствии с полученным от кого-то советом. Ведь в конечном итоге именно ты решаешь, использовать этот совет или нет.

8 советов тому, кто не прислушивается к мнению окружающих

Причины алекситимии

Существует несколько теорий формирования эмоциональной анестезии. Каждая из них описывает один из трех факторов, имеющих место, как по отдельности, так и в комплексе.

Биологический фактор

Причина считается первичной, напрямую зависит от особенностей развития головного мозга в утробе и дисфункций в области его правого полушария. При этом, биологический фактор может быть, как врожденный, так и приобретенный вследствие хирургических вмешательств. Эксперименты, проводимые психофизиологом В. Ротенбергом и кандидатом психологических наук И. Коростелевой, подтвердили, что идентификация эмоциональных переживаний нарушается вследствие неправильного взаимодействия двух полушарий мозга. Так, побочный эффект появлялся у пациентов, перенесших операцию перерезки области мозолистого тела. После данной процедуры пациенты теряли способность к воображению, фантазированию и переставали видеть сны.

Психологический фактор

Алекситимия нередко связана с душевной травмой. Скудность эмоционального диапазона в качестве психологического фактора может быть сформирована в детстве значимыми взрослыми. Нередки случаи, когда будущий алексимитик воспитывается такими же родителями, перенимая эстафету у них. Среди других причин родительская гиперопека, запрет на эмоции, обесценивание детских чувств, запугивание (мир опасен, доверять опасно, привязанность – источник боли). Таким образом, диапазон эмоций ребенка сужается до нескольких разрешенных в то время, как остальные просто вытесняются. Даже когда родитель перестает непосредственно довлеть, закрепленная привычка остается и руководит поведением человека во взрослой жизни.

Социологический фактор

Эмоциональная отстраненность в этом направлении часто становится производной от предыдущего фактора. Но, кроме этого, к «холодному» поведению подталкивают общественные, культурные особенности. Статистика говорит о том, что в современном обществе алекситимии больше подвержены мужчины.

В связи с этим психолог Р. Левант обнародовал теорию о так называемой «нормативной алекситиимии» среди мужчин.

По его мнению, на ограниченность эмоционального спектра влияют национальные и культурные традиции, через которые пропущена мускулинность в отдельно взятой социологической среде. Как часто в нашем обществе мы слышим фразы «Мужчина (мальчик) не должен плакать», «Терпи, ты же мужчина» и т.д. Если воспитательные меры, направленные на подавление эмоций, сопровождались физическим насилием, в качестве защиты подсознание вырабатывает такой механизм, как диссоциация. Человек растождествляется со своими переживаниями и становится сторонним наблюдателем своей жизни. Диссоциация оказывает обезболивающий эффект так, будто происходящее случается не с ним, а с кем-то другим.

Психологический портрет алекситимика

Алекситимия – психическое состояние, в котором потенциал к распознанию, ощущениям и адекватному выражению эмоций очень снижен. 10% «холодных» людей – это лишь приблизительная цифра, которую обнародовала после своего социологического эксперимента исследовательница Ребека Брюер.

Данное отклонение не является психиатрическим диагнозом. Оно существует отдельно или проявляется как сопутствующий признак депрессии, шизофрении, ПТСР, синдрома Аспергера, других расстройств. Далеко не все, имеющие алекситимию, догадываются о нее существовании. Если «холодный» человек приходит на психотерапию, то чаще всего жалобы не связаны с эмоциональной отстраненностью. Это качество воспринимается им, как черта характера, не более. Алекситимику трудно строить личные отношения, дружить. Он вряд ли слывет душой компании, поскольку не способен к эмпатии, отождествлению с собеседником. Это не значит, что он вовсе не имеет шансов на семейное счастье. Просто в отношениях между супругами не будет страсти, а дети ощутят эмоциональную нехватку родителя. «Холодный» человек не терпит сильные эмоции со стороны окружающих. Особенно, если речь идет о работе, где важно проявлять такие качества, как трезвость мышления, хладнокровность, взвешенность и логика.

Внешне поведение «холодного» человека разнится с остальными. Вот его основные признаки:

  • трудности с определением и формулировкой «что я чувствую в ситуации Х?» и «что в ситуации Х чувствует другой человек?»;
  • проблемы с коммуникацией, одиночество;
  • неспособность сочувствовать;
  • отсутствие бурных реакций, необдуманных действий;
  • полное или частичное отсутствие сновидений;
  • неумение фантазировать, слабая тяга к творчеству;
  • лишний вес как следствие переедания;
  • замещение чувств телесными ощущениями.

Самое любопытное – это последний пункт. Не наделенные способностью идентифицировать свои чувства и проживать их, алекситимики определяют их, как физическое недомогание. К примеру, эфемерное понятие «бабочки в животе» трактуется «холодным» человеком, как голод. Влюбленность, сопровождающаяся усиленным сердцебиением, потливостью, дискомфортом, наводит на мысли о болезни, которую срочно необходимо лечить. Именно по этой причине «холодные» люди отказываются от любви и рвут отношения в тот момент, когда проявляются ее типичные признаки. По этой причине их часто называют циничными и черствыми.

Из плюсов. Эмоциональная отстраненность и психическая стабильность «холодных» людей помогает им легче переживать потери, решать сложные задачи, принимать взвешенные решения, реализовываться в профессиях, где нужна выдержка, усидчивость, внимательность, хладнокровие и рассудительность.  Не обремененные лишними переживаниями, в карьере они имеют все шансы на успех.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий