Менеджеры высшего, среднего и низшего звена: основные компетенции и специфика деятельности

Тест Закупочная логистика (Экономика)

Проектирование прямоугольного заглубленного железо-бетонного резервуара (Строительство)

Было ли лучше в СССР

Как мы уже поняли, оценить качество работы системы образования не так уж и просто – нужно не просто сравнивать цифры за разные годы, но еще желательно сравнить систему с тем, что предлагали другие страны. Исторически сложилось так, что СССР был относительно закрытой страной, поэтому ни в каких международных сравнениях и рейтингах Союз не участвовал.

Единственный документ, на который ссылаются защитники советской системы – аналитическая записка НАТО об образовании в СССР. Автор достаточно неплохо отзывается о советском образовании: он упоминает хорошую общую подготовку (высшая математика и физика занимали по 10% от всего учебного времени), изучение узких специальностей, высокий статус преподавателей и их неплохую подготовку.

Проблема лишь в том, что документ датирован 1959 годом – и к той системе образования, которую еще помнят, уже не относился.

Среди плюсов советской системы образования называют такие:

  • массовость и доступность (что сохраняется и сейчас);
  • фундаментальность и обширность знаний – было подобие синхронизации новой информации, которую школьники получали из разных предметов;
  • стимул к учебе – это и стипендии для студентов с хорошей успеваемостью, и бесплатные факультативные занятия (сейчас это есть лишь фрагментарно), и равные возможности для всех, и многое другое;
  • статус педагога – учителей было принято уважать, о них снимали фильмы, их статус был крайне высоким. Параллельно к учителям выдвигались повышенные требования (и до некоторых пор им платили высокие зарплаты).

Не обходится и без того, чтобы сказать о минусах системы. Кроме излишней идеологической составляющей обычно называют упор на теорию (часто – отсутствие связи получаемых знаний с реальностью), не очень качественное обучение иностранным языкам (включая недоступность зарубежной литературы), отсутствие гибкого подхода, который сейчас доминирует в современном образовании.

Большинство опрошенных экспертов положительно отзываются о советском образовании, они упоминают системность образования (в котором представлены все основные этапы), авторитет педагогов, хорошую базу и при этом нормальную нагрузку на учеников.

В частности, Роза Саргсян говорит о том, что воспитательная работа в советской системе была поставлена грамотно – хоть и с «довеском» в виде государственной идеологии:

Сама по себе система образования в СССР была достаточно цельной – например, ученик мог перейти из одной школы в другую без проблем благодаря единой системе. И все элементы системы образования были связаны друг с другом, говорит Павел Чернышов из «Информио». По его словам, каждое звено системы образования играло свою важную роль:

Конечно, кое-чего в советской системе не хватало (по сравнению с другими странами на тот момент). В частности, Иван Панченко из Postgres Professional говорит об отсутствии бизнес-образования, что могло препятствовать более эффективному использованию достижений науки и техники.

Тем не менее, система была одновременно полноценной (охватывала весь необходимый объем знаний) и компактной, говорит эксперт:

Сейчас же школьное обучение занимает 11 лет, и в старших классах становится нормой 7 уроков в день 3-4 дня в неделю – плюс гораздо более сильная нагрузка на самостоятельную работу.

С другой стороны, понятия массовости и доступности в большей степени относились к школьному образованию, тогда как высшее образование оставалось для лучших из лучших выпускников. Но при этом высшее образование гарантировало трудоустройство благодаря постоянному запросу на специалистов, говорит Сергей Толкачев:

Выходит, что советское образование было далеко не самым плохим – оно давало неплохую базу, глубокие знания по специальностям, а также обеспечивало равный доступ для всех.

Но все же, речь идет о периоде до начала 1990-х – когда общий объем информации был далеко не таким, как сейчас, а запросы на рынке труда (который не был рынком) тоже отличались от современных реалий.

Тем не менее, большинство экспертов соглашаются с тем, что российскому образованию нужны перемены – даже спустя 30 лет постоянных реформ.

Третья мировая информационно-психологическая война (Философия)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий