Как и можно ли увеличить среднюю скорость чтения у взрослого человека?

Вариант 1

ГАДЮКА

Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.

Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что змеей-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и укус ужа совершенно безвреден.

…Но водились у нас не одни ужи, водилась и ядовитая змея, черная, большая, без тех желтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкою.

…Я в детстве «много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придется встретиться с опасной гадиной.

Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растет высокая, густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу, и со всего размаху кидаться в копны, и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копен.

Вот как-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша черная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.

Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей, и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.

Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Еще бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.

Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.

Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили еще трепещущие куски змеи.

Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где. Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки.

(К. Ушинский.)

Прочитайте текст «Гадюка». Выполните задания.

1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

  1. Бровко погиб от укуса змеи
  2. Мальчика звали Бровко
  3. Собака отважно сражалась за жизнь хозяина
  4. Бровко был местным лекарем и собирал лечебные травы

2. Почему Бровко защитил мальчика?

3. Составь план, указав, в каком порядке встречаются части текста.

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1 2 3 4 5
         

4. Почему собака исчезла и долго не появлялась в деревне?

  1. потому что была бездомной и жила в лесу
  2. потому что искала лечебные травы и зализывала раны от укусов змеи
  3. потому что не хотела больше помогать людям
  4. потому что побежала к своим щенкам

5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, как Бровко боролся со змеей.

6. Закончите предложение: Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг …

  1. меня заметили косари.
  2. на меня набросился Бровко.
  3. провалился в нее.
  4. вскочил с ужасом.

7. Бровко был очень храбрым псом. Приведите два примера его действий и поступков, которые подтверждают это.

8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «как стрела слетел»?

  1. очень быстро
  2. незаметно
  3. со свистом
  4. бесшумно

9. Как вы понимаете выражение «стою как окаменелый» в предложении: «Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами»?

  1. любуясь на змею
  2. и не могу пошевелиться от страха
  3. и жду помощи косарей
  4. и жду, когда гадюка укусит меня

10. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны»?

  1. горки для детских игр
  2. кормушки для животных
  3. специальные сараи для хранения сена
  4. небольшие стога

11. Автор называет гадюку разными словами. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую.

12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

  1. Сказка за сказкой
  2. Рассказы о природе
  3. Басни о животных
  4. Рассказы о дружбе и верности

13.  Объясните, как вы понимаете предложение: «Всякая косовица была для меня праздником».

14. Как изменилось поведение собаки с появлением гадюки? Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ.

15. Закончите предложение. Бровко кинулся бежать и исчез, …

  1. потому что не хотел больше видеть мальчика.
  2. он побежал в лес зализывать раны и искать лекарства.
  3. он не хотел, чтобы его хвалили за спасение мальчика.
  4. потому что не доверял людям и боялся их.

16.  О чём главным образом хотел рассказать автор?

  1. о бесстрашии и преданности собаки
  2. о дружбе мальчика и собаки
  3. о том, что собаки знают лечебные травы от змеиного укуса
  4. о мальчике, который играл в стогу сена

17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

  1. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки.
  2. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.
  3. Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.
  4. Собака Бровко лежала на копне и грызла кость.

18. Какова главная мысль этого текста?

  1. Гадюки – ядовитые змеи.
  2. Настоящий друг всегда придет на помощь.
  3. Собаки умеют лечить змеиные укусы.
  4. Детям нельзя играть на улице.

19. Докажите, что поговорка «Собака – друг человека» подходит к этому произведению.

20. Как вы думаете, если бы Бровко умел говорить, о чём бы он рассказал мальчику после возвращения домой? Напишите об этом.

Нормы

post_55ded02ca99de-425x284.jpg
Ребёнок должен, прежде всего, понимать смысл прочитанного

Определение норм в освоении тех или иных навыков – это особенность советской и постсоветской педагогической системы. В западной и американской педагогике не существует конкретных цифр, определяющих уровень развития малыша. Их образовательные схемы строятся на определении качества материала, предложенного для обучения. Российский образовательный стандарт (ФГОС) в последней редакции также не даёт конкретных цифр скорости чтения. Он предъявляет только требования к качеству:

  • выразительность (умение ставить смысловое ударение, делать необходимые паузы);
  • осознанность (понимание сути прочитанного и соответственное изменение интонации, смысловых акцентов текста или предложений);
  • умение логически соединять прочитанные слова и предложения;
  • способность анализировать прочитанное (на уровне оценки действий или поступков, о которых идёт речь);
  • воспроизведение слов, а не букв или слогов в процессе чтения;
  • чёткое произнесение всех звуков в словах.

При этом программы, по которым идёт обучение в школах, дают цифровые нормы скорости чтения в первом классе, начиная с конца первого полугодия.

Таблица норм скорости текста для первоклассника

[table id=2 /]

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий