Вариант 1
ГАДЮКА
Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.
Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что змеей-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и укус ужа совершенно безвреден.
…Но водились у нас не одни ужи, водилась и ядовитая змея, черная, большая, без тех желтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкою.
…Я в детстве «много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придется встретиться с опасной гадиной.
Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растет высокая, густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу, и со всего размаху кидаться в копны, и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копен.
Вот как-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша черная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.
Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей, и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.
Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Еще бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.
Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.
Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили еще трепещущие куски змеи.
Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где. Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки.
(К. Ушинский.)
Прочитайте текст «Гадюка». Выполните задания.
1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
- Бровко погиб от укуса змеи
- Мальчика звали Бровко
- Собака отважно сражалась за жизнь хозяина
- Бровко был местным лекарем и собирал лечебные травы
2. Почему Бровко защитил мальчика?
3. Составь план, указав, в каком порядке встречаются части текста.
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Почему собака исчезла и долго не появлялась в деревне?
- потому что была бездомной и жила в лесу
- потому что искала лечебные травы и зализывала раны от укусов змеи
- потому что не хотела больше помогать людям
- потому что побежала к своим щенкам
5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, как Бровко боролся со змеей.
6. Закончите предложение: Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг …
- меня заметили косари.
- на меня набросился Бровко.
- провалился в нее.
- вскочил с ужасом.
7. Бровко был очень храбрым псом. Приведите два примера его действий и поступков, которые подтверждают это.
8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «как стрела слетел»?
- очень быстро
- незаметно
- со свистом
- бесшумно
9. Как вы понимаете выражение «стою как окаменелый» в предложении: «Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами»?
- любуясь на змею
- и не могу пошевелиться от страха
- и жду помощи косарей
- и жду, когда гадюка укусит меня
10. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны»?
- горки для детских игр
- кормушки для животных
- специальные сараи для хранения сена
- небольшие стога
11. Автор называет гадюку разными словами. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую.
12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
- Сказка за сказкой
- Рассказы о природе
- Басни о животных
- Рассказы о дружбе и верности
13. Объясните, как вы понимаете предложение: «Всякая косовица была для меня праздником».
14. Как изменилось поведение собаки с появлением гадюки? Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ.
15. Закончите предложение. Бровко кинулся бежать и исчез, …
- потому что не хотел больше видеть мальчика.
- он побежал в лес зализывать раны и искать лекарства.
- он не хотел, чтобы его хвалили за спасение мальчика.
- потому что не доверял людям и боялся их.
16. О чём главным образом хотел рассказать автор?
- о бесстрашии и преданности собаки
- о дружбе мальчика и собаки
- о том, что собаки знают лечебные травы от змеиного укуса
- о мальчике, который играл в стогу сена
17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
- Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки.
- Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.
- Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.
- Собака Бровко лежала на копне и грызла кость.
18. Какова главная мысль этого текста?
- Гадюки – ядовитые змеи.
- Настоящий друг всегда придет на помощь.
- Собаки умеют лечить змеиные укусы.
- Детям нельзя играть на улице.
19. Докажите, что поговорка «Собака – друг человека» подходит к этому произведению.
20. Как вы думаете, если бы Бровко умел говорить, о чём бы он рассказал мальчику после возвращения домой? Напишите об этом.
Нормы
Определение норм в освоении тех или иных навыков – это особенность советской и постсоветской педагогической системы. В западной и американской педагогике не существует конкретных цифр, определяющих уровень развития малыша. Их образовательные схемы строятся на определении качества материала, предложенного для обучения. Российский образовательный стандарт (ФГОС) в последней редакции также не даёт конкретных цифр скорости чтения. Он предъявляет только требования к качеству:
- выразительность (умение ставить смысловое ударение, делать необходимые паузы);
- осознанность (понимание сути прочитанного и соответственное изменение интонации, смысловых акцентов текста или предложений);
- умение логически соединять прочитанные слова и предложения;
- способность анализировать прочитанное (на уровне оценки действий или поступков, о которых идёт речь);
- воспроизведение слов, а не букв или слогов в процессе чтения;
- чёткое произнесение всех звуков в словах.
При этом программы, по которым идёт обучение в школах, дают цифровые нормы скорости чтения в первом классе, начиная с конца первого полугодия.
Таблица норм скорости текста для первоклассника
[table id=2 /]