Содержание
Как определить синдром отличника у ребёнка
Вот три частых симптома синдрома отличника, помимо «чрезмерно хорошей учёбы».
- Зависимость от чужого мнения
Если самооценка ребёнка чрезмерно зависит от того, что говорят окружающие, — стоит обратить внимание. Ребята с синдромом легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы. Мы все в той или иной степени зависим от того, что думают окружающие. Но это не должно переходить границы допустимого.
- Пятёрка любой ценой
Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул первого ученика, переходит в средние классы и успеваемость падает. А престиж нужно поддерживать — вокруг создаётся давление. Чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые способы.
- Страх ошибиться
Жуткие кошмары любого отличника — двойка за работу, незнание ответа на вопрос, неготовность к ответу на уроке. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов.
Что такое синдром отличника
Пожалуй, синдром отличника у ребёнка — не самый популярный психологический комплекс. Родителей чаще волнует другое — как вытянуть школьника на четвёрки, заполнить пробелы, научить учиться. Отличников ставят в пример, а мамам и папам отличников завидуют — вон какой у вас ребёнок, просто загляденье. И кажется, что бороться здесь попросту не с чем.
Но синдром отличника — частый спутник амбиций и успеха. По сути, это нездоровая зависимость от одобрения окружающих. Это стремление достигать успеха и похвалы во всём, не позволять себе проигрывать. Это навязчивая зацикленность на оценках без наслаждения процессом учёбы.
Страх новых начинаний
Он есть у многих, вне зависимости от половой принадлежности. Страх новых начинаний является показателем заниженной самооценки. Ведь когда люди боятся приступать к важным делам из-за страха оказаться непонятыми и осмеянными, значит, им действительно не хватает уверенности в себе. Если часто говорить себе: «Я ни на что не способна», то в итоге можно поверить в это.
Неуверенность в себе – вещь чрезвычайно заразительная. Когда индивид культивирует слабые качества характера, то со временем утверждается в мысли, что он не достоин ничего большего. Здесь происходит момент сдачи позиций, личность перестает стремиться к каким-либо достижениям.
Как бороться с синдромом отличника
Итак, вы поняли, что у вашего ребёнка синдром отличника. Что же делать? Вот несколько тактик. Примените их в общении с ребёнком — и ситуация улучшится.
Проявляйте любовь
То, что вы любите ребёнка, может быть ему неочевидно. Демонстрируйте чувства поступками, не стесняйтесь ласки и проявления эмоций. Ребёнок должен знать, что его любят не потому, что он отличник, а просто потому, что он есть. И неважно, какие оценки, — любить будут всегда.
Поддерживайте
Другой способ, как бороться с синдромом отличника, — показать, на чьей вы стороне. Ребёнок должен чувствовать поддержку, а не обвинения родителей, которые вторят учителям: «Контрольная написана плохо! Тему не доучил! Сочинение слабое!».
Не объединяйтесь с чужими, а вставайте на защиту ребёнка. И даже если сочинение действительно слабое — не нужно накидываться на ребёнка с претензиями. Обнимите и скажите, что ошибки — это нормально.
Чаще хвалите
Поощряйте ребёнка и говорите, что он умница и молодец. Не в связи с оценками, а просто так. К синдрому отличника нередко приводит именно недостаток одобрения и признания от родителей. Поэтому важно демонстрировать, что цените ребёнка и признаёте его заслуги.
Проработайте нереализованные амбиции
Часто мы перекладываем на ребёнка то, что не воплотили в жизнь сами. Например, вы всегда хотели стать врачом, но пошли в юристы. А ребёнка подталкиваете к медицинской карьере, возлагаете на него завышенные ожидания и требуете великолепных академических достижений по биологии и химии.
Уберите важность
Уроки — не главное! Оценки — не главное! Главное — это быть счастливым и любимым. И конечно же, за ошибки в учёбе нельзя наказывать. Сместите фокус внимания важности с учёбы на простые радости и удовольствия жизни.
<<Блок перелинковки>>
Учиться — нужно и полезно, но необязательно всегда быть первым. Бывает так, что лучше сбавить темп — и прийти вторым или третьим. Зато остаться счастливым.
В подростковом периоде
Это отдельный случай, о котором, конечно, имеет смысл говорить отдельно. Дело в том, что период отрочества весьма сложный и противоречивый. В это время происходит формирование мировоззрение, определение своих сильных и слабых сторон. Личность выстраивается полностью. Вот почему адекватная самооценка – весьма ценное приобретение. Но не каждому ребенку, в силу определенных обстоятельств, удается отделить собственное «Я» от мнения общества. Очень многие боятся быть высмеянными, непонятыми и одинокими. Низкая самооценка у подростка обусловлена необходимостью меняться, принимать осмысленные решения. Не все сразу получается у человека, который только готовится вступить во взрослую жизнь. Нужно обладать большой самоуверенностью, чтобы в 14-15 лет заявлять о себе, иметь цель и стремиться к ее достижению.