Содержание
Употребление
Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.
Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.
Однако обозначение названий детенышей животных — не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.
Например.
Исходное слово |
Слова с суффиксом –енок – примеры слов |
Лексическое значение нового слова |
кот |
котенок |
детеныш кота |
лиса |
лисенок |
детеныш лисы |
заяц |
зайчонок |
детеныш зайца |
белка |
бельчонок |
детеныш белки |
пастух |
пастушонок |
представитель профессии «пастух» детского возраста |
батрак |
батрачонок |
представитель профессии «батрак» детского возраста либо в пренебрежительном значении |
китаец |
китайчонок |
ребенок, имеющий национальную принадлежность «китаец» |
бочка |
бочонок |
емкость, имеющая меньший размер в отношении к исходному понятию |
Конспект урока русского языка по теме “Правописание суффиксов -онок, -ёнок” 2 класс
Скачать материал (0.04 Мб)
Скачать материал
Целеполагание для ученика
</td>
Целеполагание для учителя.
</td></tr>
1.
Повторить правописание суффиксов -иц-и -ец-.
2.
Познакомиться с новой пословицей.
3.
Повторить морфологические признаки имен существительных.
4.
Учиться писать суффиксы -онок- и -ёнок
</td>
Образовательные цели:
-
Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
-
Учить анализировать языковой материал.
-
Учить правильно писать суффиксы -ёнок- и
–
OHOK
-.
Развивающие цели:
-
Развивать навык работы в группе. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные цели:
-
Показать необходимость знаний русского языка.
-
Воспитывать умение работать в коллективе.
</td></tr>
Русский язык
Тема урока: Правописание суффиксов -онок-,-
ё
нок-. (2 класс)
Этапы урока
Ход урока
</td>
Деятельность учащихся
</td>
I.
Оргмомент
</td>
–
Здравствуйте, ребята!
Долгожданный дан звонок -Начинается урок.
</td></tr>
II.
Чистописание
Актуализация
знаний
</td>
иц ец
–
Какую орфограмму вспомнили? (Правописание суффиксов -иц- и -ец-)
–
Как определить какой суффикс напишем? (В именах существительных мужского рода
пишется суффикс -ЕЦ-
В именах существительных женского рода
пишется суффикс -ИЦ-)
–
Прочитайте предложения. В каких ситуациях так говорят?
Добрая послов.. .ца ко времени молвится.
–
Как называются такие предложения в русском языке? (Пословицы)
–
Докажите.
Запишите. Вставьте пропущенные буквы.
</td>
Взаимопроверка.
</td></tr>
III.
Словарная работа
</td>
–
Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
</td></tr>
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
(Ворона)
Словарь: заяц, ворона
– Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы.
– Что общего у данных слов?
(Имя существительное, одушевлённое)
Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
Словарь: заяц, ворона, зайчонок, воронёнок
– С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок-, -ёнок-)
</td></tr>
IV
. Работа над
материалом. Сообщение темы урока
</td>
– Сегодня на уроке нам предстоит определить, когда пишется суффикс -ёнок-, а когда – онок-Прочитайте слова, записанные на доске. Обратите внимание на звуки перед суффиксами.
Лосёнок, мьппонок, телёнок, лисёнок, тигрёнок, гусёнок, галчонок, скворчонок, львёнок, волчонок, ежонок, бельчонок.
Вывод: после мягких согласных, кроме ч, пишется суффикс -ёнок-. После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.
</td>
Работа в группах Работа в группах
</td></tr>
V. Физминутка
</td>
Птички.
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонечко летят.
(Дети имитируют разлетающихся птиц)
</td></tr>
VI. Отработка
предметных
навыков
</td>
1.Учебник стр. 113
Учимся применять правило:
(Опорная таблица на доске)
Выдели корень слова.
Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
Если это твёрдый согласный или шипящие
ш, ж, ч, пишем – -онок-,
если нет – -ёнок-.
2. Учебник стр.114 упр.1
</td>
Работа с учебником
</td></tr>
Выпиши слова в два столбика
1) суффикс -ёнок-; 2) суффикс -онок-.
Пользуйся опорной таблицей.
Стриж.. .нок, бельч.. .нок, цыпл.. .нок,
слон.. .нок, лис.. .нок, индюш.. .нок, рыс.. .нок,
мыш.. .нок, коз л.. .нок, реб.. .нок.
3.
Игра «Крестики-нолики»
Согласны – О
Не согласны –
X
1.
волчонок 4. ежонок 7. утёнок
2.
моржонок 5. барсучёнок 8. грачонок
3.
страусёнок 6.лягушонок 9.скворчонок.
1. 0
2.0
3.0
4.
5.
X
6. 0
7. 0
8. 0
9. 0
Соедините 0 (1-2-3-6-9-8-7-4-1). Какая буква получилась (0) – «Отлично». Молодцы!
</td>
Работа в тетрадях и индивидуально на доске с комментированием.
Индивидуальная работа. Фронтальная проверка.
</td>
VII
.
Домашнее задание
</td>
Рабочая тетрадь упр. 1
Прочитайте задание.
У кого есть вопросы?
Придумайте 9 новых слов на изученное правило
«Крестики – нолики»
</td></tr>
VIII.
Итог урока. Рефлексия
</td>
–
Кто при выполнении заданий не испытывал трудностей нарисуйте на полях перышко.
–
Какое задание было самым трудным?
–
А самым интересным?
–
Как проверить написание суффиксов -онок- и -ёнок-?
</td></tr>Листать вверхЛистать внизПолучить кодСкачивание материала начнется через 51 сек. Скачать материал (0.04 Мб)Скачать материал (0.04 Мб)
Нравится материал? Поддержи автора!
Наречные суффиксы
Правописание суффиксов целиком и полностью зависит от двух составляющих: приставка и ударение в слове. Потому прежде чем делать поспешные выводы, посмотрите, на какой слог падает ударение и есть ли у слова такие-то приставки.
Суффиксы | —А— | —О— | —У— |
Приставки | из-, с-, до— | за-, на-, в— | по |
Примеры | издавна, сначала, добела | заново, насухо, вправо | повсюду, полегоньку, поначалу |
Исключения | сбоку, смолоду, сроду |
Суффиксы наречий видео урок:
Названия животных с употреблением другой парадигмы слова
Словообразовательный суффикс -онок/-енок может употребляться для образования не всех названий детенышей животных. Например, существуют названия животных, для обозначения названий которых используется другая парадигма слова.
Например.
Животное |
Название детеныша |
баран |
ягненок |
лошадь |
жеребенок |
свинья |
поросенок |
курица |
цыпленок |
корова |
теленок |
Образование слов с суффиксами -онок/-енок
Чтобы составить слова с суффиксом -енок, необходимо отделить основу слова и, руководствуясь правилами образования новых слов, присоединить к ней нужный суффикс. Таким образом, схема образования новой словоформы выглядит так:
основа слова + суффикс -е (о) нок + окончание (при необходимости)
Исходное слово |
Словообразовательная основа |
Конечное слово |
Выбор суффикса |
сова |
сов |
совенок |
Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [в`] – словообразовательный суффикс -енок. |
лось |
лос |
лосенок |
Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [с`] — словообразовательный суффикс -енок. |
мышь |
мыш |
мышонок |
Основа оканчивается на шипящий [ш] – словообразовательный суффикс –онок. |
батрак |
батрак |
батрачонок |
Основа оканчивается на шипящий [ч] – словообразовательный суффикс -онок. |
Особое внимание при образовании новых слов следует обратить на чередование согласных букв в исходном и конечном слове.