В) Падеж и склонение имён существительных
1. В русском языке шесть падежей:
Падеж | Вопросы |
---|---|
ИменительныйВ | кто? что? |
Родительный | кого? чего? |
Дательный | кому? чему? |
Винительный | кого? что? |
Творительный | кем? чем? |
Предложный | о ком? о чём? |
-
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Обратите внимание!1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.
Ср.: Он верил другу: верил [кому? чему?] другу – Д.В п.
Форму И.В п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И.В п.
2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).
Ср.: Я видел [кого? что?] друга – В.В п.; Здесь нет [кого? чего?] друга – Р.В п.; Я видел [кого? что?] фильм – винительный падеж; В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильмВ«СталкерВ» – именительный падеж.
3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.
4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.
Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом.
2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.
-
Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.
Он сидел [в ком? в чём?] впальто – единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] безпальто – единственное число, родительный падеж.
3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа. Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.
В
Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):
1-еВ скл. | -а, -я | Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я. | Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля. |
2-е скл. | нулевое | Существительные мужского рода с нулевым окончанием. | Домв–Ў, крайв–Ў, мячв–Ў, планетарийв–Ў. |
-о, -е | Все существительные с окончаниями -о, -е. | Окно, поле, подозрение – средний род; волчище, подмастерье – мужской род. | |
3-е скл. | нулевое | Существительные женского рода с нулевым окончанием. | Матьв–Ў, дочьв–Ў, ночьв–Ў, степьв–Ў. |
В
Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из трёх типов склонения! |
4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя, а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).
5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек – люди), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:
человек (единственное число) – склоняется как существительное 2-го склонения;люди (множественное число) – склоняется как существительное 3-го склонения.
6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!
В
СберКласс
Удобное и эффективное средство планирования и организации учебного процесса
Свобода ученика в выборе образовательной траектории и темпа ее освоения
Учитель – наставник и навигатор в образовательном процессе
Вариативный и адаптируемый контент, соответствующий требованиям ФГОС
Уровневая система сложности заданий
Проектная и исследовательская деятельность
Индивидуальная и групповая форма работы
Интерактивность и геймификация
Персонализированный образовательный маршрут
Междисциплинарность
Правильно
День рождения — согласно правилам русского языка, если словосочетание «день рождения» пишется не в начале предложения, то оба слова нужно писать с маленькой буквы. С большой буквы пишутся только официальные праздники государственного значения (День строителя, День 8 марта, День Победы). Хочу поздравить Вас с днем рожденияУ меня сегодня день рожденияДень рождения всегда приносит радостьМне приносит радость мой день рождения
Как правильно
- Акт сверки – такая фраза используется тогда, когда сверка была одна. То есть один раз произвели и все, значит, записываем таким образом.
- Если было несколько сверок и большое количество актов, принято записывать и говорить – акты сверок.
Оба варианта правильны, но каждый применяется исходя из ситуации.