Содержание
Понятие возведения в степень
Начнем с формулирования базовых определений.
Возведение в степень – это вычисление значения степени некоторого числа.
То есть слова “вычисление значение степени” и “возведение в степень” означают одно и то же. Так, если в задаче стоит “Возведите число <math><mo>,</mo><mn>5</mn></math> в пятую степень”, это следует понимать как “вычислите значение степени <math><mo>(</mo><mo>,</mo><mn>5</mn><msup><mo>)</mo><mn>5</mn></msup></math>.
Теперь приведем основные правила, которым нужно придерживаться при таких вычислениях.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Как возвести число в натуральную степень
Вспомним, что такое степень числа с натуральным показателем. Для степени с основанием <math><mi>a</mi></math> и показателем <math><mi>n</mi></math> это будет произведение <math><mi>n</mi></math>-ного числа множителей, каждый из которых равен <math><mi>a</mi></math>. Это можно записать так:
Чтобы вычислить значение степени, нужно выполнить действие умножения, то есть перемножить основания степени указанное число раз. На умении быстро умножать и основано само понятие степени с натуральным показателем. Приведем примеры.
Условие: возведите<math><mo> </mo><mo>-</mo><mn>2</mn></math> в степень <math><mn>4</mn></math>.
Решение
Используя определение выше, запишем: <math><mo>(</mo><mo>−</mo><mn>2</mn><msup><mo>)</mo><mn>4</mn></msup><mo>=</mo><mo>(</mo><mo>−</mo><mn>2</mn><mo>)</mo><mo>·</mo><mo>(</mo><mo>−</mo><mn>2</mn><mo>)</mo><mo>·</mo><mo>(</mo><mo>−</mo><mn>2</mn><mo>)</mo><mo>·</mo><mo>(</mo><mo>−</mo><mn>2</mn><mo>)</mo></math>. Далее нам нужно просто выполнить указанные действия и получить <math><mn>16</mn></math>.
Возьмем пример посложнее.
Вычислите значение <math><msup><mfenced><mrow><mn>3</mn><mfrac><mn>2</mn><mn>7</mn></mfrac></mrow></mfenced><mn>2</mn></msup></math>
Решение
Данную запись можно переписать в виде <math><mn>3</mn><mfrac><mn>2</mn><mn>7</mn></mfrac><mo>·</mo><mn>3</mn><mfrac><mn>2</mn><mn>7</mn></mfrac></math>. Ранее мы рассматривали, как правильно умножать смешанные числа, упомянутые в условии.
Выполним эти действия и получим ответ: <math><mn>3</mn><mfrac><mn>2</mn><mn>7</mn></mfrac><mo>·</mo><mn>3</mn><mfrac><mn>2</mn><mn>7</mn></mfrac><mo>=</mo><mfrac><mn>23</mn><mn>7</mn></mfrac><mo>·</mo><mfrac><mn>23</mn><mn>7</mn></mfrac><mo>=</mo><mfrac><mn>529</mn><mn>49</mn></mfrac><mo>=</mo><mn>10</mn><mfrac><mn>39</mn><mn>49</mn></mfrac></math>
Если в задаче указана необходимость возводить иррациональные числа в натуральную степень, нам потребуется предварительно округлить их основания до разряда, который позволит нам получить ответ нужной точности. Разберем пример.
Выполните возведение в квадрат числа <math><mi>π</mi></math>.
Решение
Для начала округлим его до сотых. Тогда <math><msup><mi>π</mi><mn>2</mn></msup><mo>≈</mo><mo>(</mo><mn>3</mn><mo>,</mo><mn>14</mn><msup><mo>)</mo><mn>2</mn></msup><mo>=</mo><mn>9</mn><mo>,</mo><mn>8596</mn></math>. Если же <math><mi>π</mi><mo>≈</mo><mn>3</mn><mo>.</mo><mn>14159</mn></math>, то мы получим более точный результат: <math><msup><mi>π</mi><mn>2</mn></msup><mo>≈</mo><mo>(</mo><mn>3</mn><mo>,</mo><mn>14159</mn><msup><mo>)</mo><mn>2</mn></msup><mo>=</mo><mn>9</mn><mo>,</mo><mn>8695877281</mn></math>.
Отметим, что необходимость высчитывать степени иррациональных чисел на практике возникает сравнительно редко. Мы можем тогда записать ответ в виде самой степени <math><mo>(</mo><mi>ln</mi><mo> </mo><mn>6</mn><msup><mo>)</mo><mn>3</mn></msup></math> или преобразовать, если это возможно: <math><msup><mfenced><msqrt><mn>5</mn></msqrt></mfenced><mn>7</mn></msup><mo>=</mo><mn>125</mn><msqrt><mn>5</mn></msqrt></math>.
Отдельно следует указать, что такое первая степень числа. Тут можно просто запомнить, что любое число, возведенное в первую степень, останется самим собой:
<math><msup><mi>a</mi><mn>1</mn></msup><mo>=</mo><mi>a</mi></math>
Это понятно из записи .
От основания степени это не зависит.
Так, <math><mo>(</mo><mo>−</mo><mn>9</mn><msup><mo>)</mo><mn>1</mn></msup><mo>=</mo><mo>−</mo><mn>9</mn></math>, а <math><mroot><mn>7</mn><mn>3</mn></mroot></math>, возведенное в первую степень, останется равно <math><mroot><mn>7</mn><mn>3</mn></mroot></math>.
В чем разница статусов?
Понятие «инвалид»
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
1. Основные виды стойких расстройств функций организма
- нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
- нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции, боль);
- нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
- нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
- нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).