Ступени образования – что это такое, какие есть, особенности образования в разных странах

Учёба, выходные, каникулы

Учебная неделя в стандартной школе составляла шесть дней. Суббота ничем не выделялась среди других в расписании. Единственное отличие — именно на неё обычно приходилось проведение классного часа. Лишь в конце 90-х, с реформой образования, многие заведения перешли на пятидневку.

Урок, как и сейчас, составлял один академический час, то есть 45 хронологических минут. Перемены были преимущественно 5 минут, за исключением большого перерыва в полчаса, когда детей вели в столовую перекусить. Начинаться занятия могли как с 7.30, так и с 8.00, и продолжались до 12.00 или до часу дня. Во многих школах была распространена вторая смена, то есть учёба после обеда и до вечера. Причиной было большое количество учащихся: классы попросту не вмещали всех детей.

Пошаговый план заработка на настройке рекламы ВконтактеОбучитесь рекламе ВКонтакте за 3 дня и начните зарабатывать удаленно от 50 000 р. в месяц.Записаться на тренинг

Длительность летних каникул была неприкосновенной: с 25 мая и по 1 сентября можно было отдохнуть. Однако к свободе прилагался внушительный список внеклассного чтения: литературы, которую нужно было освоить за три месяца. Помимо этого, существовали недельные перерывы между четвертями примерно в середине осени и в конце марта.

Читайте еще:   10 алчных компаний, заработавших миллионы долларов обманом и жестокостью

История вопроса

Раньше такой проблемы не стояло по нескольким причинам. Объём научных знаний был относительно невелик и любой человек с достаточными способностями и возможностями (благосостояние, наличие свободного времени и пр.) мог стать «ходячей энциклопедией». Обучение было довольно дорогостоящим, кроме, пожалуй, базовых умений вроде алфавита и чтения по складам. К тому же в те времена ребёнок крестьянина или ремесленника с ранних лет становился работником, и тратить его время на что-то отвлечённое было роскошью. В итоге образование было: во-первых, по сегодняшним меркам, поверхностным; во-вторых, из-за малого числа учеников, достаточно индивидуальным.

Ситуация изменилась с наступлением промышленной революции. Потребовалось большое количество квалифицированных рабочих и гораздо более квалифицированных инженеров. Усложнение общественных отношений создало спрос на юристов и политиков. Как минимум начальное образование должно было стать доступным и массовым. Развитие науки и техники привело к исчезновению «универсалов» и усилению специализации.

Позже к этому добавилось устранение «сословно-цеховых» ограничений. Уже не считается, что ребёнок должен заниматься тем же, чем и родители. Сейчас каждый может попробовать себя в любой области. Но дальнейший прогресс требует всё большей специализации, что и привело к актуализации темы.

Не только учёба

Проект «Школа старшеклассников» был запущен решением мэра столицы в прошлом учебном году. Начинали с трёх корпусов школ № 1502, 1560 и 2097. В первую очередь наладили сотрудничество с лучшими вузами и высокотехнологичными предприятиями. Затем трансформировали часть помещений на вузовский лад: к привычным учебным классам добавили лекционные аудитории, кабинеты для проведения экспериментальных исследований, лабораторные комплексы, оснащённые инновационным оборудованием, и IT-полигоны.

В учебный процесс встроили элементы высшей школы – лекционные занятия, семинары, практические и исследовательские работы в группах. У ребят появилась возможность полноценно реализовать свои интересы и увлечения в кругу ровесников-единомышленников, сделать значительные шаги в направлении профессии мечты, системно готовиться к поступлению в вуз. Проект развивается, и в скором времени учиться в такой мотивирующей образовательной среде смогут старшеклассники по всей Москве.

4aaa59d838bc66edd6d11feb8924e329.jpg«На ближайший год в бюджете предусмотрено 3 млрд рублей на ремонт и адаптацию под проект «Школа старше­классников» 30 зданий. Такие школы со временем появятся в каждом округе города. Конечно же, как в случае с любой общеобразовательной программой, учёба в них будет бесплатной», – рассказала зам­мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Сроки обучения

Огромным достижением СССР была ликвидация безграмотности в 20-х годах. Если в Российской Империи люди, умеющие читать и писать, встречались в большинстве своём среди высшего и среднего сословия, которые составляли не более 10% от населения страны, то большевики сделали ставку на всеобщую образованность. И не прогадали: к началу Великой Отечественной войны лишь в глухих сёлах пожилые люди не умели читать и писать.

Школьная программа долгое время была рассчитана на 7 лет. В таком виде она вошла в историю и множество художественных фильмов. В 1958 году состоялся переход на восьмилетий, а позже — на десятилетний срок получения знаний. Основы, которые было нужно заложить в течение этого времени в детские головы, претерпели незначительные изменения с тех пор.

Выделяли три периода в рамках единой программы среднего образования: начальная школа (с первого по третий класс), среднее звено (учащиеся 4, 5, 6,7 классов) и старшеклассники (восьмой — десятый год обучения). По окончании школы выдавался документ с оценками по предметам — аттестат зрелости, который считался «путёвкой в жизнь».

Когда начинать?

Предпрофессиональное образование в «Школе старшеклассников» представлено различными направлениями, ребята приходят на занятия в академические, медицинские, инженерные и IT-классы.

Современные системы телемедицины для полуавтоматического контроля корректности выполнения манипуляций, интерактивные анатомические столы, применяемые не только для изучения анатомии человека, но и разбора диагностических данных, – вот лишь некоторые примеры оборудования медицинских классов. Такое оборудование используют для обучения будущих врачей в медуниверситетах. Юные московские медики уже в школе осваивают сложную технику и приобретают навыки оказания первой помощи, проведения лабораторных анализов и ухода за пациентами.

Интенсивная проектная дея­тельность под руководством педагогов ведущих вузов проводится учениками инженерных классов. Реальные научные исследования школьники ведут в академических (научно-технологических) классах. Умения в области программирования, разработки мобильных приложений, защиты информации, анализа и визуализации данных (big data) ребята приобретают в IT-классах.

2d268021016f64dc1d6c502cb9d46bac.jpg Статья по темеШкола как технопарк. В Москве равные возможности для детей во всех районах

Успехи в предпрофессиональном обучении помогают при поступлении в вузы. В Москве для старшеклассников организован специальный экзамен – предпрофессиональный. Одиннадцатиклассники, успевшие до 10 января подать заявление об участии, имеют возможность сдать экзамен в период с 1 марта по 30 апреля 2020 г. Это испытание покажет уровень знаний ребят в выбранной профессиональной области и позволит заработать дополнительные баллы к результату ЕГЭ, которые пригодятся при поступлении в вузы. Предпрофессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей. Первая часть – это проверочная работа по профильным предметам, выполняемая на компьютере, пройдёт в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Практическая часть состоит из прикладных задач, для решения которых используется высокотехнологичное оборудование, и будет проведена на базе вузов.

Москвичи участвуют в развитии «Школы старшеклассников». Портал «Активный гражданин» провёл голосование, которое показало их заинтересованность в развитии проекта. Более 80% считают, что проект поможет успешнее подготовиться к учёбе в вузах. Большинство респондентов считают, что учащимся нужно присоединяться к проекту как можно раньше, а 36% высказались за начало учёбы в «Школе старшеклассников» уже с 8-го класса.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий