Содержание
Фонетический разбор слова «дом» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)
Буква | Звук | Характеристики звука | Цвет |
---|---|---|---|
д | [д] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный | д |
о | [`о] | гласный, ударный | о |
м | [м] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый | м |
Число букв и звуков:На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 3 буквы и 3 звука.Буквы: 1 гласная буква, 2 согласных букв.Звуки: 1 гласный звук, 2 согласных звука.
Способы словообразования
Ни в коем случае нельзя говорить о словообразовательных цепочках, не зная основных способов словообразования. Их существует четыре:
- морфологический (включающий приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный и бессуфиксный способы),
- сложение (сочетание основ, аббревиатур (основанных как на начальных буквах, так и на начальных звуках) или соединение слогов),
- слияние (образование нового слова из целого сочетания),
- переход одной части речи в другую.
Начнём с морфологического способа. При приставочном способе словообразования к производящему слову добавляется только приставка: хворать – захворать. Что касается суффиксального, то здесь нужен новый суффикс: хворый – хворенький. Приставочно-суффиксальный способ объединяет в себе два предыдущих, правда, он является довольно спорным: ведь между производящим и производительным словом могут быть другие словообразовательные пары, уже включающие суффикс или приставку производного слова, например: хворать – (захворать) – захворавший. Постфиксальный способ заключается в добавлении постфикса к производящему слову: хворать – хвораться (стоит отметить, что в данном конкретном случае производное слово, скорее, авторское, то есть оно не является литературным). Самый сложный способ – бессуфиксный, его сложность в том, что работает он только с глаголом и прилагательным в качестве производящего слова и образовывает лишь отвлечённые существительные, например: хворать – хворь.
Именно при морфологическом способе словообразования наиболее чётко прослеживаются звенья словообразовательных цепочек – в остальных способах преобразования производящего слова не всегда так очевидны.
Дополнительная теория
Теперь, когда у нас уже есть пример того, что собой представляет словообразовательная цепочка, стоит добавить ещё немного теории. Самое первое слово, которое существует в языке само по себе, называется непроизводным, а те, которые ответвляются от него с помощью добавления морфем, – производными. Каждое слово, от которого образовываются новые слова, считается производящим. То есть в словообразовательной цепочке вода – водный – подводный именно слово «вода» является непроизводным, а все остальные – производными, кроме того, «вода» и «водный» являются ещё и производящими.
Значение слова «дом»
ДОМ , -а (-у), предл. в до́ме, на дому́, мн. дома́, м. 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Деревянный дом. Каменный дом. Жилой дом. (Малый академический словарь, МАС)
Словообразовательная пара
Перейдём к следующему термину, который постоянно употребляется в словообразовании. Словообразовательная пара – это элементарнейшая словообразовательная цепочка, состоящая из непроизводного и слова, произведённого из него: хлеб – хлебушек, бегать – бег. Порой от производящего слова возможно образование только одного производного, в таком случае говорят о наличии словообразовательной пары. С другой стороны, любые два соседних слова словообразовательной цепочки можно считать такой парой.
Попробуйте найти все словообразовательные пары в цепочке: весёлый – веселить – повеселить – повеселиться.
Правильный ответ: весёлый – веселить, веселить – повеселить, повеселить – повеселиться.