Словообразовательный словарь современного русского языка

Фонетический разбор слова «дом» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)

Буква Звук Характеристики звука Цвет
д [д] согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный д
о [] гласный, ударный о
м [м] согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый м

Число букв и звуков:На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 3 буквы и 3 звука.Буквы: 1 гласная буква, 2 согласных букв.Звуки: 1 гласный звук, 2 согласных звука.

Способы словообразования

Ни в коем случае нельзя говорить о словообразовательных цепочках, не зная основных способов словообразования. Их существует четыре:

  • морфологический (включающий приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный и бессуфиксный способы),
  • сложение (сочетание основ, аббревиатур (основанных как на начальных буквах, так и на начальных звуках) или соединение слогов),
  • слияние (образование нового слова из целого сочетания),
  • переход одной части речи в другую.

Начнём с морфологического способа. При приставочном способе словообразования к производящему слову добавляется только приставка: хворать — захворать. Что касается суффиксального, то здесь нужен новый суффикс: хворый — хворенький. Приставочно-суффиксальный способ объединяет в себе два предыдущих, правда, он является довольно спорным: ведь между производящим и производительным словом могут быть другие словообразовательные пары, уже включающие суффикс или приставку производного слова, например: хворать — (захворать) — захворавший. Постфиксальный способ заключается в добавлении постфикса к производящему слову: хворать — хвораться (стоит отметить, что в данном конкретном случае производное слово, скорее, авторское, то есть оно не является литературным). Самый сложный способ – бессуфиксный, его сложность в том, что работает он только с глаголом и прилагательным в качестве производящего слова и образовывает лишь отвлечённые существительные, например: хворать — хворь.

Именно при морфологическом способе словообразования наиболее чётко прослеживаются звенья словообразовательных цепочек – в остальных способах преобразования производящего слова не всегда так очевидны.

Дополнительная теория

Теперь, когда у нас уже есть пример того, что собой представляет словообразовательная цепочка, стоит добавить ещё немного теории. Самое первое слово, которое существует в языке само по себе, называется непроизводным, а те, которые ответвляются от него с помощью добавления морфем, — производными. Каждое слово, от которого образовываются новые слова, считается производящим. То есть в словообразовательной цепочке вода — водный — подводный именно слово «вода» является непроизводным, а все остальные – производными, кроме того, «вода» и «водный» являются ещё и производящими.

Значение слова «дом»

ДОМ , -а (-у), предл. в до́ме, на дому́, мн. дома́, м. 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Деревянный дом. Каменный дом. Жилой дом. (Малый академический словарь, МАС)

Словообразовательная пара

Перейдём к следующему термину, который постоянно употребляется в словообразовании. Словообразовательная пара – это элементарнейшая словообразовательная цепочка, состоящая из непроизводного и слова, произведённого из него: хлеб — хлебушек, бегать — бег. Порой от производящего слова возможно образование только одного производного, в таком случае говорят о наличии словообразовательной пары. С другой стороны, любые два соседних слова словообразовательной цепочки можно считать такой парой.

Попробуйте найти все словообразовательные пары в цепочке: весёлый — веселить — повеселить — повеселиться.

Правильный ответ: весёлый — веселить, веселить — повеселить, повеселить — повеселиться.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий