Самый тяжелый борец сумо в истории завершил карьеру и вернулся на родину в Бурятию

Основные сведения

Площадка для борьбы

Площадка для борьбы сумо представляет собой квадратный помост в 34—60 см высотой, называемый дохё. Дохё сделан из утрамбованной глины особого сорта и покрыт сверху тонким слоем песка. Поединок проходит в кругедиаметром в 4,55 м, границы которого проложены особыми плетенками из рисовой соломы (т. н. «тавара»). В центре дохё расположены две белые полосы, обозначающие стартовые позиции борцов. Песок вокруг круга тщательно разравнивается вениками перед началом каждой схватки, чтобы по следам на песке можно было определить, коснулся ли один из соперников земли за пределами круга. На боках дохё в глине в нескольких местах сделаны ступеньки, чтобы борцы и гёдзи могли на него подняться.

Сама площадка и множество окружающих её предметов полны синтоистскими символами: песок, который покрывает глиняный дохё, символизирует чистоту; бросаемая соль символизирует очищение, изгнание злых духов; навес над дохё (яката) выполнен в стиле крыши в синтоистском святилище. Четыре кисточки на каждом углу навеса представляют четыре сезона: белая — осень, черная — зиму, зеленая — весну, красная — лето. Пурпурные флаги вокруг крыши символизирует дрейф облаков и смену сезонов. Судья (гёдзи), в числе прочих обязанностей, выполняет роль синтоистского священнослужителя.

Вход на дохё для женщин по древней традиции запрещён.

Тренировочные дохё сделаны схожим образом, но круг расположен вровень с полом. Для них тоже проводится церемония очищения.

В любительском сумо дохё — просто обозначенный круг, не обязательно расположенный на возвышении. Запрет для женщин не соблюдается, существует и женское любительское сумо.

Гёдзи Кимура Сёносукэ

Одежда и причёска

Единственная одежда на борце во время поединка — специальный пояс, называемый «мава́си». Это плотная широкая тканевая лента, чаще всего тёмных оттенков. Маваси обматывается в несколько оборотов вокруг голого тела и между ног, конец пояса закрепляется за спиной узлом[1]. Размотавшийся маваси ведёт к дисквалификации борца. У борцов высокого уровня маваси шелковый. К поясу подвешиваются свисающие украшения — «сагари», не выполняющие никакой иной функции, кроме чисто декоративной. У борцов двух высших дивизионов есть ещё один, специальный, пояс кэсё-маваси (яп.化粧回し, 化粧廻しкэсё:маваси), внешне напоминающий украшенный шитьём передник, у каждого — на свой лад, который используется только при ритуалах. В любительском сумо маваси иногда носят поверх плавок или шортов.

Волосы собираются в особый традиционный пучок на макушке, в двух высших дивизионах прическа выполняется существенно более сложной. Помимо красоты, такая прическа обладает свойством смягчать удар по темени, возможный, к примеру, при падениях головой вниз.

Одежда и причёска борцов строго регламентируется и вне соревнований. Предписания очень сильно зависят от уровня борца. Как правило, предписываемые в обыденной жизни борцам одежда и прическа весьма архаичны. Оформление причёсок требует особого искусства, практически забытого вне сумо и традиционного театра.

Правила

В сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и особенно поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки. Поединок начинается с одновременного рывка борцов друг навстречу другу, с последующим столкновением («татиа́й»). Хорошим тоном, равно как и более успешной тактикой, считается наступательная борьба. Трюки, основанные на увёртках (например, такие, как уклонение от контакта в начале поединка), хотя и являются допустимыми, не считаются красивыми. В силу большого разнообразия приёмов, редко кто владеет их полным арсеналом, поэтому бывают борцы, более склонные или к захватам и борьбе в поясе (например, одзэки Кайо), или, напротив, к борьбе толчками на расстоянии (например, Тиётайкай).

Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки:

  • коснувшийся первым земли любой частью тела, кроме стоп, считается проигравшим.
  • коснувшийся первым земли за пределами круга считается проигравшим.

Телом считается всё, вплоть до кончиков волос. В ряде случаев судья объявляет победителем борца, первым коснувшегося земли. Это происходит тогда, когда у его соперника, пусть бы он и коснулся земли вторым, не было никакого шанса победить: его весьма эффективно бросали, или выносили из круга, оторвав от земли (принцип «мёртвого тела»). К безусловному поражению ведёт и попытка проведения запрещённого приёма, например, захвата волос.

Часто поединок продолжается всего несколько секунд, так как один из борцов быстро вытесняется другим из круга, или сбивается с ног броском или подсечкой. В редких случаях, поединок может длиться и несколько минут. Особенно продолжительные поединки могут быть приостановлены для того, чтобы борцы могли перевести дух или подтянуть ослабевшие пояса. При этом, позиция и захват четко фиксируются гёдзи, с тем, чтобы точно восстановить взаимное положение борцов на дохё после таймаута.

Жизнь борца

В комнаты сумо учеников принимают по окончании средней школы. Кроме того, сумо пополняется любителями, как правило, по окончании ими университета, если они смогли проявить себя. Показывающие хорошие результаты любители начинают выступления сразу с третьего дивизиона (макусита). Верхний предел возраста — 23 года для дебютантов и 25 для любителей из студенческого сумо.

Поступив в хэя, борец принимает особый борцовский псевдоним, сикона, под которым и выступает. Борцов сумо называют также сумотори и рикиси.

Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок за счёт увеличения мышц и наращивания веса. Этой цели посвящён сам распорядок дня. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем натощак начинается изнурительная пятичасовая тренировка, требующая полной отдачи сил и предельной концентрации. После тренировки борцы принимают горячую ванну и обязательно плотно едят, обычно без ограничений, а также не отказывают себе в спиртном. После еды — трёхчасовой сон, затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин.

Доступность борцу жизненных благ определяется его успехами. От достигнутого борцом уровня зависит, какую одежду и обувь можно носить, можно ли пользоваться мобильным телефоном, интернетом, спать в общей палате или своей комнате и пр. Тот же уровень определяет вид и объём хозяйственных обязанностей — так, раньше всех встают, убирают и готовят еду младшие по званию борцы. Они же прислуживают старшим в бане и за едой. Считается, что такой уклад создаёт серьезный стимул: если хочешь повысить свой статус и не делать чёрной работы — лучше тренируйся, выступай сильнее.

Вес борцов

В профессиональном сумо нет весовых категорий, поэтому одним из определяющих факторов является масса борца. Почти все спортсмены, кроме начинающих, весят под 100 и более кг, а для сэкитори (борцов высших дивизионов) масса выше 120 кг де-факто обязательна — иначе нельзя рассчитывать на успех. Сэкитори с весом около 100 кг, такие, как Таканояма, являются редким исключением. Техничные «легковесы» (например, ёкодзуна Тиёнофудзи, ёкодзуна Харумафудзи) могут иметь преимущество перед «тяжеловесами» за счет большей подвижности и изощренной техники. Известен победный приём, проведённый Майноуми против Конисики при более чем двукратной разнице в весе. В январе 2012 года в дивизионе сандамме боец Орора (273 кг) проиграл борцу Охара(75 кг) – разница в весе составляла немногим менее двухсот килограмм, или же более, чем в 3,5 раза. Напротив, чрезмерно большой вес ещё не гарантирует успеха, так как вредит подвижности, повышает риск травм и сужает арсенал приёмов. Примеры тому — Ямамотояма, который не смог закрепиться в макуути, или Орора, перемещающийся между сандамме и макусита. Бывают и исключения, например, рекордный тяжеловес Конисики достиг уровня одзеки.

В любительском сумо может устанавливаться система весовых категорий.

Травмы и потеря здоровья в сумо

Рохо с забинтованным локтем

Поскольку сумо — контактная борьба тяжеловесов со столкновениями, бросками и падениями, в сумо распространены травмы пальцев, суставов, позвоночника, мышц, рассечение бровей. При встречных столкновениях возможны сотрясение мозга и потеря координации, как при нокдауне и нокауте в боксе. Опасность травм тем более велика, что борьба ведется на примерно полуметровом возвышении, и плохо контролируемое падение с него после проведения приёма совершенно обычно. В порядке вещей получение травм на тренировках. Из-за больших габаритов и массы, опасными могут быть и бытовые травмы. Поскольку в профессиональной борьбе проводится 6 турниров в год, и, сверх того, между ними проводятся серии показательных выступлений, борцам часто не удаётся в полной мере восстановиться. Пропуск схватки на басё по любой причине расценивается как поражение, пропуск турнира (конечно, кроме показательных, где результат не влияет на рейтинг) — как поражение во всех его схватках, и это удерживает борцов от продолжительного лечения. Поэтому обычным зрелищем являются борцы с замотанным эластичным бинтом голеностопом, коленями, локтями, пластырями на пальцах, широким пластырем на плечах, спине. Существуют трудности со здоровьем, вызванные явно избыточным (но необходимым для борьбы) набранным весом: хронические болезни позвоночника, коленей, голеностопа, гипертония, нарушения обмена веществ.

Во время поединка могут пострадать не только борцы, но случайно гёдзи и даже зрители из передних рядов, если на них кто-нибудь неудачно упадёт. Известны случаи, когда травмировались другие борцы, готовившиеся возле дохё к следующему поединку.

Сильно вредят здоровью и неспортивные обстоятельства, например, частая необходимость пить спиртные напитки на многочисленных встречах со спонсорами, клубами поддержки хэя, праздниках по окончании турнира и прочих подобных собраниях.

Японская борьба: схватка между традициями и прогрессом

Через несколько веков на основе сумо появился комплекс упражнений для самураев. То, что раньше было ритуальным танцем, стало тренировочным курсом для воинов. С переходом власти в Японии к сёгунам сумо стало популярным развлечением на фестивалях и ярмарках. Часто благородные феодалы спонсировали особо понравившихся им борцов сумо, которых традиционно называли рикиси. Если борец продолжал находиться в фаворе у своего покровителя, то он мог рассчитывать даже на самурайский титул.

Фанатом сумо был великий сёгун Ода Нобунага. Он настолько любил наблюдать за борьбой, что в 1578 году провёл в своём замке турнир для полутора тысяч борцов. Из-за огромного числа участников решили сильно ограничить место для проведения боёв, чтобы владыка мог смотреть одновременно за несколькими схватками. Так появились традиционные площадки для сумо — дохё.

Но не все правители были так благосклонны к старинному спорту. В 1600-х годах, в период Эдо, сумо попало под запрет. Причиной стали массовые беспорядки на ярмарках: уж слишком азартными болельщиками оказались японцы, и постоянно возникали драки между зрителями. Запрет был частично снят лишь в 1684 году, когда представители высшего синтоистского духовенства смогли доказать сёгуну, что сумо — это не только развлечение на потеху публике, но и важный религиозный обряд. В том же году провели и первый за более чем столетие официальный турнир.

Во избежание новых беспорядков сёгун повелел разработать для сумо более строгие правила и создать организацию, объединявшую борцов. Чтобы иметь возможность выступать на дохё, обязательным было членство в «цехе». Возвращаясь к древним синтоистским корням, сумо вновь обросло ритуалами. Так, например, именно в период Эдо официально установилась церемония выхода борцов на дохё, появились костюмы судей, напоминающие жреческие одеяния. Согласно новым правилам, победителя определяли профессиональные судьи, а не самый высокопоставленный зритель, как раньше.

c5ae46c3ff69b4833aa96bd8dda825c8.jpg Пояс Ёкодзуны. (pinterest.com)

К этому же периоду относится и появление системы рангов для борцов. Всего рикиси поделены на шесть дивизионов: от начинающих до наиболее успешных профессионалов. В каждом дивизионе есть свои подразделения. На самой вершине многоступенчатой лестницы находятся ёкодзуны — великие чемпионы. Дословно этот титул означает «носящий веревку» — в честь особого пояса, который чемпионы надевают в знак своего статуса. Каждый такой похожий на толстый канат пояс весит около 20 кг. Делается он по образцу священных ограждений в синтоистских храмах.

a6bc2b86695e68c3f8cb47bca2a12870.jpg
11-й и 13-й ёкодзуны, 1866 год. Источник: en. wikipedia.org

После реставрации Мейдзи в 1868 году сумо снова пришло в упадок. Во-первых, потому что с уходом с политической сцены старых феодалов и сёгунских придворных у борцов пропали спонсоры. А во-вторых, когда закончился период закрытых границ, японцы начали считать сумо анахронизмом, которому нет места в стремительно меняющемся мире. Спас древний вид спорта лично император Мейдзи. В 1884 году он провёл всеяпонский турнир и объявил, что считает эту борьбу национальным символом. После таких слов императора популярность сумо взлетела до небес. Японская Ассоциация сумо была официально зарегистрирована 28 декабря 1925 года, и с тех пор все турниры проходят именно под её патронажем.

История

Придворное сумо

Первое письменное упоминание о сумо встречается в Кодзики, книге датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такемиказуке. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную император Японии.

Сумо упомянуто в старинных японских текстах, датированных VIII в., под названием сумаи. В дополнение к своему основному предназначению, сумо ассоциировался с ритуаломрелигииСинто. По сей день в некоторых монастырях можно увидеть ритуальную схватку человека и бога.

Сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Известна также роль сумо в боевой подготовке: тренировки сумо позволяли выработать умение твердо стоять на ногах в бою.

Считается, что современная площадка для сумо — дохё, появилась около XVI века, однако форма и размер дохё менялись со временем.

Правила сумо сложились в эпоху Хэйан (794—1185 гг.). Запрещалось хватать друг друга за волосы, пинать и бить в голову.

Параллельно с храмовым и придворным, существовало и уличное, народное, площадное сумо, поединки силачей или просто горожан и крестьян на собственную потеху и забаву толпе. Существовали различные борцовские забавы, сходные с сумо, в весёлых кварталах, такие, как поединки женщин (часто с похабными борцовскими именами), поединки женщин и слепых, комическая борьба и тому подобное. Уличное сумо неоднократно запрещалось, потому что уличные схватки иной раз перерастали в массовые потасовки и городские беспорядки. Женское сумо тоже подвергалось ограничениям и практически исчезло к началу XX века, сохранившись только как редкий храмовый ритуал и на любительском уровне.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий