Содержание
Полуострова Евразии
Самое большое озеро
Самым большим в Евразии и в мире является озеро Байкал.
Его площадь – 31 722 км². Озеро находится в восточной части Сибири. Оно действительно уникально, потому что является не только самым большим, но и самым глубоководным в мире. Максимальная глубина Байкала – 1 642 м.
Происхождение названия[править | ]
Первоначально давались различные названия крупнейшему континенту мира. Александр Гумбольдт использовал название «Азия» для всей Евразии. Карл Густав Ройшле в 1858 году в книге «Handbuch der Geographie» использовал термин «Doppelerdtheil Asien-Europa». Термин «Евразия» впервые употребил геолог Эдуард Зюсс в 1880-х годах.[3]
Крайние точки на материке Евразия с координатами
БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО: ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ
В своем геополитическом измерении термин «Большая Евразия» гораздо новее определений Савицкого, фон Гумбольдта и Маккиндера. «Большая Евразия» здесь выступает как политический конструкт. Его еще называют проектом «Большого евразийского партнерства». Данный проект подразумевает создание сети зон свободной торговли и сопряжение региональных интеграционных процессов на всем евразийском материке. В итоге должно получиться общее пространство «от Лиссабона до Шанхая». Основная цель – содействие экономическому процветанию и развитию благосостояния национальных экономик через разные форматы и степени экономической интеграции материка.
Термин «Большая Евразия» в качестве замены устаревшей концепции «Большой Европы» (т.е. общего пространства «от Лиссабона до Владивостока») в научный обиход впервые внесли эксперты Валдайского клуба и Высшей Школы Экономики Сергей Караганов и Тимофей Бордачев.
Затем на высшем государственном и международном уровне данная концепция была выдвинута президентами России В.В. Путиным и Казахстана Н.А. Назарбаевым на ПМЭФ в 2016 году. Владимир Путин в своем выступлении заявил: «Мы […] предлагаем подумать о создании Большого евразийского партнёрства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран. И конечно, имею в виду наших партнёров по СНГ, других заинтересованных государств и объединений».
Мы видим, что главными двигателями и полюсами интеграции большого евразийского пространства выступают ЕАЭС и Китай. Если ЕАЭС пока сосредоточился на продвижении
внешне-правого
оформления через торговые переговоры, то Китай планирует заполнять эту внешнюю «мягкую» инфраструктуру своей «жесткой», т.е. физической
транспортно-инфраструктурной
инициативой под названием «Пояса и Пути», о котором президент КНР Си Цзиньпин публично объявил в 2013 году в Астане.
О планах по сопряжению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) было объявлено 8 мая 2015 года. Оно направлено на эффективную
транспортно-инфраструктурную
связку Китая с Европой, и, одновременно,
на социально-экономическое
развитие регионов Евразии вдоль
транспортно-логистических
коридоров данного проекта. ЭПШП является сухопутной частью более широкой китайской инициативы «Пояса и Пути».
Другой важной
транспортно-инфраструктурной
артерией для связки континента мог бы стать международный коридор «СеверЮг». Главными сторонниками данного проекта принято считать Индию и Иран. В то же время, необходимо признать, что их стратегии по продвижению данного коридора пока невнятно оформлены, а то и вовсе отсутствуют. То же самое касается и самого ЕАЭС, где пока не выработана своя концепция развития транспортных коридоров по оси «Север – Юг».
ЕАЭС пока приоритетно концентрируется на создании сети зон свободной торговли со странами «Большой Евразии». К началу 2015 года более 50 стран мира заявили о своем желании наладить тот или иной формат сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. В 2016 году вступила в силу ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. На 17 мая 2018 года в Астане запланировано подписание временного ЗСТ (на четыре года) между ЕАЭС и Ираном. На разных стадиях переговорного процесса находятся проекты соглашений ЗСТ с такими странами как Индия, Израиль, Сингапур, Египет, Сербия. 14 мая 2018 года в Сочи запланировано подписание соглашения
о не-преференциальном
торгово-экономическом
сотрудничестве ЕАЭС с Китаем. Данное соглашение нельзя считать зоной свободной торговли, т.к. оно не предполагает снижение тарифных барьеров. Вместо этого, оно направленно на взаимное улучшение инвестиционного климата, упрощение таможенных процедур и снижение иных нетарифных барьеров к торговле. Поэтому данное соглашение необходимо рассматривать в контексте сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
Несомненно, незаменимым элементом формирования «Большого евразийского партнерства», но пока очень далеким от реализации, является идея общего экономического пространства между ЕС и ЕАЭС. Ряд известных противоречий пока не позволяют лидерам обеих интеграционных объединений начать обсуждение на официальном уровне по поводу «интеграции интеграций». Прежде всего – украинский кризис и связанный с ним кризис в отношениях между ЕС и Россией. В то же время существует ряд убедительных предпосылок для создания общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». Европейскому союзу интересны доступ к сырьевым богатствам и к сравнительно качественному человеческому потенциалу ЕАЭС, а также расширение рынка для сбыта своей продукции. Евразийскому экономическому союзу нужны европейские инвестиции и связанный с ними трансфер высоких технологий. Обеим союзам важна стабильность спроса и предложения на рынке энергоносителей.
Речь идет не только о взаимной комплиментарности, но и том, что Евразийскому союзу необходимо стоят на двух ногах. Т.е. сотрудничество с Евросоюзом поможет сбалансировать китайское влияние на интеграционные процессы в Большой Евразии.