Содержание
Что такое пересказ
Все мы умеем и любим читать. Иногда нам приходится одолевать большие по объему печатные или электронные тексты.
Не всегда мы читаем то, что нам нравится. Периодически школьникам задают прочитать произведения, которые бы они по собственному желанию никогда бы не взялись читать.
Мало того, так после прочтения требуется пересказать эти повествования.
Конечно, было бы проще, если бы наш мозг мог усваивать информацию и надолго удерживать ее в памяти. Но это из разряда фантастики.
Чаще всего, прочитав книгу, мы пару дней еще можем из нее что-то вспомнить, а потом все содержимое напрочь улетучивается.
А как быть, если пересказать надо будет на уроке через недельку-другую?
И тут на помощь приходят навыки пересказа.
Для пересказа не нужно подробно излагать всю книгу. Требуется лишь рассказать о главных моментах произведения и, возможно, дополнить свой пересказ мнением или отношением к прочитанному.
Таким образом, пересказ представляет собой краткую передачу основных мыслей из книги.
Плюсы рассказов от разных лиц
- Если автор хочет показать максимальный накал эмоций, то он будет использовать рассказ от первого лица. Это как будто герой сам повествует о своих похождениях и переживаниях, читатель проникается его историей и начинает сопереживать. Гораздо легче сочувствовать тому, кто, пусть и в вашем воображении, сидит перед вами и рассказывает что-то.
- Рассказы от второго лица не снискали особой популярности. Дело в том, что они слишком узкоспециализированы: мужчине, к примеру, вряд ли понравится читать книгу, в которой пестрит женский род: ты сделала, ты посмотрела, ты услышала. И даже если рассказ читает барышня, то она может быть несогласна с действиями главной героини. Из-за этого пойдет отторжение от истории, появится неприязнь к ней, и в итоге книга будет забыта на самой пыльной полке.
- Рассказы от третьего лица позволяют автору рассматривать историю не только с позиции главного героя, но и от других персонажей. Благодаря этому можно увидеть картину происходящего целиком, не оставаясь прикованным к одному человеку.
Таблица лиц
Рассказы могут быть трех типов:
- От первого лица.
- От второго лица.
- От третьего лица.
В каждом меняется только стиль повествования. Для определения лица, в котором написано произведение, стоит выделить наиболее часто встречающиеся личные местоимения: я, мы, ты, они и прочие.
Затем можно воспользоваться таблицей лиц:
Единственное число | Множественное число | |
Первое лицо | я | мы |
Второе лицо | ты | вы |
Третье лицо | он, она, оно | они |
Определив наиболее часто встречающиеся личные местоимения, необходимо выделить главного героя повествования. Это определенный персонаж? Это вы? Это сам автор?
- Если сам автор и является рассказчиком, то повествование ведется от первого лица. Это как будто автор сидит рядом с вами и рассказывает все в приватной беседе: я пошел, я сделала, я смогла и все в этом духе.
- Рассказы от второго лица не обрели популярность, хотя и весьма интересны. В этом случае автор обращается к аудитории и представляет все так, будто это читатель совершает действия: вы сделали, ты идешь, ты смотришь, ты видишь.
- Рассказ от третьего лица наиболее популярен и встречается чаще всего: она смогла, он рассказал, они ушли.
Виды пересказа
Пересказы могут быть нескольких видов. Классифицироваться они могут на разные группы.
По объему: краткие (сжатые), стандартные, подробные пересказы.
- Краткие пересказы, обычно, состоят из нескольких предложений, независимо от количества исходной информации. Такие пересказы требуются при составлении аннотаций или при ответе на уроке. Часто их называют «в двух словах», хотя слов там, конечно же, больше. Но такое определение получили краткие пересказы за свою сжатость передачи данных.
- Стандартные пересказы содержат всю основную информацию от исходного текста. В них нельзя упускать важные события и главных персонажей. В такие пересказы добавляются введение и заключение для подведения итогов передаваемой информации.
- Подробный пересказ подразумевает передачу информации очень близко к тексту. Обязательно есть вводная часть, основная, которая разбивается на количество глав, частей, имеющихся в исходном тексте, и заключительная часть с выводами, выражением собственного мнения по информации.
Подробный пересказ нельзя качественно сделать без плана. Именно план поможет не упустить всех деталей, остановиться на каждом значимом событии, описываемом в оригинальном тексте, подчеркнуть и конкретизировать образы главных и второстепенных персонажей.
По источнику информации: по прослушанному тексту, по просмотренному, по прочитанному.
Пересказ может быть по аудиоинформации, например, это могут быть новости, какие-то сенсационные сообщения. Для этого вида пересказа подходит краткое, сжатое изложение. Тут важно акцентировать внимание на фактах.
Пересказ по просмотренному фильму, сериалу может быть как кратким, так и стандартным. В очень редких случаях фильмы пересказывают подробно, но это не требуется. Достаточно обычного стандартного пересказа, чтобы рассказать обо всех интересных моментах фильма. Если пересказ заинтересует, человек захочет лично посмотреть этот фильм со всеми недостающими подробностями.
Самым трудным пересказом считается пересказ по прочитанному. Читать — это вообще сложный процесс, так как человеку приходится сосредоточиться на тексте, подключить свое воображение, чтобы «увидеть», прочувствовать то, что написано.
Детям, особенно в начальных классах, очень сложно даются пересказы текстов из учебника, так как они видят буквы, складывают из них слова и предложения, а в смысл вникать при этом еще не могут.
Обидно, что школьников даже не обучают технике пересказа. Их просто просят рассказать о том, что написано. А это не одно и то же.
Пересказ — это целое искусство, если подходит к этому процессу серьезно. Пересказ — это переживание, а лишь затем изложение.
По наличию выразительных языковых средств: сухие пересказы, пересказы с использованием средств выразительности, творческие.
Если требуется просто рассказать о том, что написано в тексте, то достаточно сухо перечислить события, дать краткую характеристику героев.
Используя же средства выразительности, мы получаем живую историю, как бы пережитую вместе с рассказчиком. Здесь подключаются эпитеты, фразеологизмы. Такое пересказ не лишен передачи эмоций и чувств, которые были вызваны полученной информацией.
Творческие пересказы дополняются своими какими-то деталями, используются вводные слова и образные выражения.
Как узнать, когда выгодно привлечь третье лицо
В половине споров суды привлекают участников, которые не заявляют никаких требований. Обычно они даже не ходят на заседания, и юристы с этим смирились. А зря — их можно использовать, чтобы победить в споре. Участники без самостоятельных требований относительно предмета спора — это лица, на права и обязанности которых по отношению к одной из сторон может повлиять судебный акт. Их можно привлечь к делу, если есть два признака.
Материально-правовая связь с истцом или ответчиком</li>Материально-правовой интерес, который может затронуть судебный акт</li>
Этот признак устанавливается по своему усмотрению. Как правило, они решают, что у него есть такой интерес, если участник выступает контрагентом одновременно истца и ответчика.Примеры: заказчик — генподрядчик — субподрядчики, грузоотправитель — перевозчик — грузополучатель, арендодатель — арендатор — субарендатор, страхователь — страховщик — выгодоприобретатель. Если между двумя сторонами цепочки возникает судебный спор, то итоговое решение по нему может затронуть права и обязанности третьего участника, который не является стороной спора.
Они вступают в процесс на основании определения . Это возможно в трех случаях.
Истец указал участников в иске.Тогда ходатайство о привлечении подавать не нужно. Редко проверяется при принятии иска, действительно ли нужно привлечь , указанных в исковом заявлении, и автоматически привлекают их к делу. Поэтому если ввести их в процесс — в интересах истца, то лучше делать это именно на стадии подачи иска.
Стороны или участники заявили ходатайство.По результатам его рассмотрения выносится определение. Обжаловать его может только само третье лицо. Подать жалобу в апелляцию нужно в течение 10 дней со дня вынесения определения. Истец или ответчик не вправе обжаловать определение отдельно. Они могут только сослаться на это обстоятельство в тексте жалобы на окончательный судебный акт.
Суд сам привлек. В одном споре банк заявил иск об обращении взыскания на заложенный офис должника, который оказался банкротом. В процессе рассмотрения второй банк подал ходатайство о привлечении его в качестве соистца. Он ссылался на наличие у него прав по договору последующего залога.
Первая инстанция отказалась удовлетворить это ходатайство, так как второй банк не подал исковое заявление. Апелляция ее поддержала. Кассация вернула дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Суд видел договор последующего залога и должен был по своей инициативе привлечь второй банк в качестве третьего лица без самостоятельных требований.