Чем отличаются друг от друга проспект, проезд, переулок, бульвар и улица?

Скорость — основной фактор риска

Вспоминим, что все участники движения иногда совершают ошибки. Если мы примем это за отправную точку, то мы неизбежно придем к идее о том, что улицы и высокие скорости движения автотранспорта — несовместимы. Даже если водитель соблюдает правила движения, всегда может найтись пешеход или велосипедист, который сделает что-то не так — случайно или преднамеренно, не важно — ошибки на дорогах не должны караться смертью или увечьями ни для кого!

На высокой скорости у водителя будет меньше времени, чтобы среагировать на ошибки других участников движения и последствия столкновения будут более тяжелыми. На более низкой скорости многих столкновений просто удастся избежать, поскольку водитель успеет среагировать и затормозить, а если столкновение произошло, последствия его будут менее тяжелыми.

Отсюда вытекает вопрос: как заставить водителей автотранспорта двигаться по городским улицам с безопасной скоростью? В отечественной практике действует установка на то, что проезжая часть улиц должна быть спроектирована с определенным запасом по скорости. Например, расчетная скорость движения на большинстве улиц у нас — 80 км/ч при том, что фактически разрешено двигаться лишь со скоростью 60 км/ч. Считается, что этот запас дает возможность водителям корректировать небольшие ошибки вождения, особенно, если они будут двигаться с разрешенной скоростью, которая меньше, чем расчетная.

Это не то, что происходит в реальности. В реальности же просиходит то, что в психологии называется «компенсацией риска». Люди изменяют свое поведение, в зависимости от ощущаемого уровня риска. Если воспринимаемый уровень риска снижается, люди начинают вести себя менее осторожно и наоборот.

В отношении дорожного движения это означает, что если мы проектируем улицу, исходя из рассчетной скорости 80 км/ч и ставим ограничение скорости «60», водители в массе своей не будут ездить с скоростью 60 км/ч, но будут ездить с той скоростью, которую они воспринимают, как безопасную для себя. И это то, что мы видим в реальности — если плотность движения позволяет, то на многих наших дорогах водители едут со скоростью 80-100 км/ч. И это никак не связано с сознательностью или законопослушностью. Это просто естественное поведение, продиктованное окружающей средой.

При этом данная ощущаемая водителями безопасность достаточно условна и иллюзорна. В любой момент может произойти что-то неожиданное: пешеход оказался на проезжей части, водитель с перпендикулярной улицы выехал на красный свет, велосипедист сделал неожиданный маневр — и вся эта безопасность заканчивается ДТП с ранеными и погибшими.

Проще говоря, избыточное проектирование улиц не ведет к безопасности, но лишь к более рискованному поведению водителей.

Что делать с пьяными летчиками?

Это, что касается нормальных законопослушных участников движения, но как насчет тех, кто нарушает правила сознательно? Например, пьяных за рулем или уличных гонщиков? Успокоение трафика может помочь и в борьбе с этими явлениями. Каким образом? С тем, как спроектированы наши улицы сейчас, пьяный или сознательно превышающий скорость водитель может проехать много километров на высокой скорости, прежде чем врежется, например, в другую машину, и кого-нибудь убьет. На улице с успокоенным трафиком такой водитель либо вообще не успеет набрать высокую скорость, либо не сможет проехать с ней большое расстояние и, скорее всего, довольно быстро закончит свой путь об какой-нибудь элемент благоустройства.

Описание [ править | править код ]

По утверждению историка С. К. Романюка, «причудливая вязь переулков» присуща историческим центрам старых городов с хаотичной застройкой: к отдельным участкам прокладывались небольшие тропинки или проулки, которые позднее стали называться переулками [3] . В городах переулки часто получали названия по фамилиям домовладельцев [4] .

Опасная дорога — безопаснее

Та же самая компенсация рисков, которая заставляет водителей ехать быстрее, может помочь нам заставить их ехать медленнее. Для этого необходимо сделать так, чтобы улица воспринималась, как сложное и опасное для движения пространство. Как этого добиться?

Существует множество приемов, которые идут под общим определением «успокоенения трафика». Это и более узкие полосы движения, и более крутые закругления проезжей части на перекрестках, рядная посадка деревьев вдоль проезжей части, которая усиливет ощущение скорости, частое изменение траектории движение и отсутствие длинных прямолинейных участков.

Все это с общебытовой точки зрения делает проезжую часть улицы более опасной. Больше всяких неприятностей может произойти. Однако, на самом деле это не делает улицу менее безопасной, но делает ее более безопасной! Все препятствия, как бы делающие улицу более опасной, на самом деле, заставляют водителей ехать с меньшей скоростью и не потому, что так установлено знаками, а потому что такая скорость воспринимается, как адекватная конкретному участку самими водителями! При этом, конечно, люди по-прежнему будут совершать ошибки, но эти ошибки будут иметь гораздо менее тяжелые последствия, чем при более высокой скорости движения.

Люди совершают ошибки

Начнем с того, что разобьем любимую мантру ГИБДДшников и прочих борцов за безопасность со стороны юриспурденции о том, что «все должны соблюдать ПДД и тогда все будет в порядке». Да, действительно, все должны соблюдать ПДД и на каждом участнике движения лежит персональная ответственность за то, чтобы вести себя в соответствии с законом. Это обстоятельство, однако, не отменяет того факта, что многие участники движения ПДД все-таки нарушают — сознательно или по ошибке. Люди вообще довольно часто ошибаются, ведут себя неадекватно и просто делают глупости, в том числе, находясь за рулем, двигаясь на велосипеде или идя по улице пешком. Это утверждение спаведливо для жителей любого города в любой стране мира. А вот что происходит в результате ошибок, которые совершают участники движения — это уже сильно зависит от страны и от города.

В странах, где понимают, что люди несовершенны и склонны ошибаться (например, в Швеции, Нидерландах, Швейцарии и т.д.) проектируют дороги и улицы таким образом, чтобы ошибки участников движения не приводили к трагедиям. В странах, где следуют мантре о том, что «все должны соблюдать ПДД», к которым во многом, к сожалению, относится и Россия, проектируют потенциально опасные дороги и улицы, надеясь, что все будут ездить по ним правилам.

Теперь, если мы тоже признаем несовершенство человеческой природы и попробуем проектировать улицы и дороги так, чтобы ошибки участников движения не приводили к трагедиям, перед нами встает вопрос: как это сделать? Один возможный ответ на этот вопрос я упомянул в начале: поставить везде бетонные отбойники, чтобы изолировать автотранспорт и незащищенных участников движения. Сюда же можно добавить подземные и надземные переходы, чтобы пешеходы вообще никогда не пересекались с автотранспортом в одном уровне.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий